Методы каналов сбыта
Система товародвижения
Факторы, влияющие на уровень обслуживания покупателей
Сбытовая политика предприятия
Лекция 6. Сбытовая политика предприятия
Выделяют четыре типа категорий потребителей в зависимости от ориентации их покупок.
1. Экономные: потребительский выбор зависит от ценности покупки, ее качества, ассортимента и уровня цены.
2. Персонифицированные: ориентация на престижность торговой марки, к ценам практически равноценны
3. Этичные: своеобразные патриоты небольших фирм.
4. Апатичные: цены их не волнуют, главное – удобство приобретения
Сбытовая политика любого предприятия имеет большое значение в маркетинговой деятельности этого предприятия. Именно система сбыта концентрирует в себе весь результат осуществляемого маркетинга.
Факторы, влияющие на уровень обслуживания покупателей:
1) скорость выполнения заказа;
2) срочность поставки специального заказа;
3) возможность обмена или возврата поставленного товара;
4) развитая складская сеть и т. д.
В совокупности данные факторы влияют на уровень обслуживания, престиж фирмы, ее место на рынке, т. е. на конкурентоспособность всей фирмы.
Система товародвижения– это совокупность элементов внутренней и внешней среды. Элементы внутренней среды: скорость обработки заказа, контроль за движением товаров, качество упаковки, транспортировки, складирование и многое другое.
Элементы внешней среды: оптовые посредники. Основной целью товародвижения является доставка товара с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей и с минимальными издержками.
Любое предприятие самостоятельно выбирает систему и методы сбыта.
Выделяют три основных метода сбыта:
1) прямой – производитель работает с конечным потребителем без услуг посредников;
2) косвенный – в процессе товародвижения производитель использует независимых посредников;
3) комбинированный – в качестве посредников используются организации со смешанным капиталом, включающим в том числе и капитал самой фирмы-производителя.
Важным вопросом фирмы при организации товародвижения является вопрос выбора наиболее эффективной системы товародвижения. При этом необходимо решить, заниматься ли прямой продажей или с помощью посредников.
Как показывает практика, прямые продажи выгодны, если:
1) объем продаваемого товара велик;
2) потребители сконцентрированы на сравнительно небольшой территории;
3) высок уровень сервиса;
4) наличие «транзитной нормы товара», т. е. объем каждой производимой партии товара равен объему вагона (контейнера);
5) развита складская сеть в местах продаж;
6) себестоимость продукции намного ниже рыночной цены, что позволяет осуществлять расходы на содержание собственного сбытового аппарата;
7) финансовое положение фирмы достаточно устойчиво;
8) товар не является скоропортящимся и не подвержен моральному старению;
9) фирмой хорошо изучен рынок.