Сбытовая политика фирмы
Тема 7
Стратегические решения в области товарной политики в зависимости от стадии жизненного цикла товара
Стадии жизненного цикла товара | Маркетинговые стратегии по параметрам маркетинга: | ||||
цели | товару | распределению | стимулированию сбыта | цене | |
Внедрение | Вдохновить на совершение покупки, попробовать создать сеть распределения | Заставить совершить повторную покупку, привлечь новых пользователей | Найти новых пользователей или область применения | Сократить расходы на маркетинг, сохранить лояльных потребителей | Вновь создать позиции на рынке |
Рост | Установить конкурентные преимущества | Поддержать качество товара | Модифицировать товар | Продолжить выпуск товара | Вновь внедрить оригинальный товар или модифицировать прежний |
Зрелость | Создать распределительную сеть | Укрепить связи с посредниками | Обеспечить дополнительные стимулы для сохранения поддержки | Сократить ассигнования на торговлю | Вновь создать сеть распределения |
Насыщение | Добиться признания | Обеспечить информирование | Репозиционировать товар | Сократить рекламные расходы и содействие продажам | Использовать напоминающую рекламу |
Спад | Использовать проникающие, или «беглые», цены | Установить цены | Снизить цены для усиления позиций в конкурентной борьбе | Установить цены | Установить конкурентные цены |
1. Товародвижение и оценка его эффективности
2. Каналы товародвижения
3. Стратегии товародвижения
4. Формы и методы стимулирования сбыта
1. Товародвижениев маркетинге – это деятельность по управлению перемещением и реализацией товаров от производителя к потребителю. Комплекс элементов товародвижения включает в себя транспортировку, хранение, контакты с потребителями.
Целью организации товародвижения является доставка нужных грузов в нужное место и в нужное время с наибольшей выгодой для фирмы.
Система товародвижения призвана доставить товар после получения заказа в установленные сроки.
Одним из элементов товародвижения является сбыт товара.
Сбыт – это деятельность и меры, осуществляемые предприятием для формирования и направления товарного потока к потребителю. Сбыт начинается тогда, когда товар готов к продаже или поставке и заканчивается, когда конечный потребитель получает товар.
Качество работы службы сбыта зависит от всех промежуточных звеньев сложнейшей сети, которых в современных условиях потребительского рынка может быть достаточно много. Принимая решение по тому или иному звену, необходимо учитывать системность и комплексность решений – ни одно из них не должно вступать в противоречие с другими звеньями и со всей системой в целом.
Сбыт включает следующие виды деятельности:
1. формирование сбытовой сети (выбор каналов распределения и торговых посредников)
2. складирование товаров
3. транспортировку товаров
4. коммерческие операции
При формировании сбытовой политики фирма должна ответить на следующие вопросы:
1. Где и когда потребителю удобнее приобретать товар
2. Какого уровня обслуживания ожидает потребитель
3. Как заинтересовать посредников в сотрудничестве
4. Каковы будут издержки сбыта
Для оценки эффективности товародвижения, как правило, используют формулу общих издержек:
D = T + F + W + S + R + B + C, где
D – сумма издержек товародвижения;
T – транспортные расходы;
F – постоянные складские расходы;
W – переменные складские расходы;
S – стоимость заказов, не выполненных в срок;
R – сумма санкций (штрафов) за неисполненные заказы;
B – бонусные расходы дилера;
C - коммуникационные расходы (реклама, проспекты, буклеты, телефонный маркетинг и пр.).
Наиболее вероятные ожидания потребителей в отношении сбыта товаров:
1. нахождение товара в продаже в нужном месте в нужное время в необходимом количестве
2. своевременность доставки
3. сохранность товара в процессе товародвижения
4. готовность продавцов к быстрой замене дефектных товаров
5. готовность поставщиков к удовлетворению индивидуальных запросов покупателей.
Практика показывает, что для успеха на рынке умение правильно строить систему распределения и сбыта имеет огромное значение. Следовательно, ничего не может произойти в бизнесе, пока что-то не продано. А для этого, в свою очередь, необходимо любой фирме заниматься проблемами товародвижения.
2. Каналы товародвижения – это совокупность всех организаций или всех людей, связанных с передвижением и обменом товаров и услуг, являющихся участниками каналов сбыта или посредниками.
Существуют три основных типа каналов товародвижения:
1. Прямые каналы товародвижения связаны с перемещением товаров и услуг от производителя к потребителю без использования независимых посредников. Они чаще всего используются компаниями, которые хотят контролировать всю свою маркетинговую программу, стремятся к тесному контакту с потребителями и располагают ограниченными целевыми ресурсами.
2. Косвенные каналы товародвижения связаны с перемещением товаров и услуг от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем к потребителю. Они обычно привлекают компании, которые, чтобы увеличить свои рынки и объемы сбыта, согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над каналами сбыта и контактов с потребителями.
3. Смешанный канал товародвижения сочетает функции первых двух.
В зависимости от числа участников каналы могут быть различных уровней. Основными характеристиками каналов товародвижения являются их длина и ширина.
Длина канала касается числа независимых участников на любом этапе продвижения товара к конечному потребителю.
Ширина определяет количество независимых участников на любом этапе продвижения товара.
Функции, выполняемые каналом товародвижения:
1. Распределение и сбыт продукции
2. транспортировку товаров
3. складирование и хранение товаров
4. сортировку, фасовку, подборку товаров
5. вспомогательные работы по доведению товара до необходимого уровня требований потребителей конкретного рынка
6. работы по подготовке и заключению контрактов купли-продажи, контролю за их исполнением
7. установление непосредственных контактов с потребителями, ведение переговоров
8. продвижение товаров и стимулирования их сбыта
9. финансирование сбытовых операций
10. сбор маркетинговой информации и маркетингового исследования
11. участие в планировании товарного ассортимента производителем
12. участие в формировании цен на товары.
Канал распределения (сбыта) – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Выбор канала сбыта или формы реализации продукции зависит от ряда факторов: от самого продукта, отношений к нему потребителей, функций и принципов работы того или иного вида магазинов, сбытовой сети, типов оптовых или розничных предприятий торговли.
3. Традиционно применяется три основных метода реализации изделий, или три стратегии товародвижения: экстенсивное, исключительное (эксклюзивное) и выборочное (избирательное) распределение предприятием своей продукции на рынке.
Суть экстенсивного распределения заключается в размещении и реализации продукции на любом предприятии розничной торговли, которое готово этим заниматься.
Данный метод или данная стратегия применяется для производителей, простых в технологическом отношении, мелких и недорогих изделий массового спроса (сигареты, зубная паста, хозтовары повседневного спроса). С помощью этой стратегии (метода) предприятие –производитель выигрывает на так называемой экономии на масштабе производства, выпуская свою продукцию большими сериями и делая ее доступной для массового потребителя.
Исключительное (эксклюзивное) распределение состоит в выборе какого-то одного торгового посредника в данном географическом регионе, который продает продукцию предприятия. Суть данного метода заключается в предоставлении посреднику исключительного права на реализацию изделий в данном регионе. В этом случае предприятие-посредник становится «уполномоченным дилером предприятия-производителя товара». Традиционно данный метод реализации товара и услуг применяется в небольших городах и селах, где изначально рынок сбыта не имеет большой емкости.
Выборочное (избирательное) распределение продукции происходит тогда, когда предприятие-производитель вступает в соглашение с двумя или более организациями розничной торговли. Этому предприятию предоставляется исключительное право реализовывать продукцию предприятия в том или ином регионе. Обычно этот метод используется в крупных городах, где имеется достаточно емкий рынок и для организации хорошего обслуживания потребителей требуется несколько торговых предприятий.
В последнее время сфера применения двух последних стратегий сбыта стала намного шире. Большинство видов сложной в технологическом отношении продукции потребительского назначения (радио- и телеаппаратура, электроника, автомобили) реализуется на основе выборочного и исключительного распределения.
Метод исключительного распределения, первоначально рассчитанный на реализацию сложной, высококачественной и дорогой продукции, сегодня все чаще применяется при сбыте широкого ассортимента изделий.
Таким образом, фирма должна сформулировать цели своей системы товародвижения, которыми можно руководствоваться в процессе планирования.
Разработав комплекс целей товародвижения, фирма приступает к формированию такой системы товародвижения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками.
При этом надо принять решение по следующим основным вопросам:
1. Как следует работать с заказчиками (обработка заказов)
2. Где следует хранить товаро-материальные запасы (складирование)
3. Какой запас должен быть под рукой (товаро-материальные запасы)
4. Каким образом следует отгружать товары (транспортировка)
4. Стимулирование сбыта — использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и/или усилить ответную реакцию рынка.