Характеристика стадий жизненного цикла товара

 

 

Стадия жизненного цикла Характеристика стадий
Внедрение (выведение товара на рынок) 1. Торговля обычно убыточна 2. Объем продаж незначителен 3. Расходы на маркетинг (рекламу) велики 4. На объем сбыта влияют элементы маркетинговой политики (в порядке убывания значимости): - качество -реклама -снижение цены -улучшение сервиса
Рост 1. Признание товара покупателями 2. Рост увеличения спроса на товар 3. Рост продаж и прибылей 4. Стабилизация расходов на рекламу 5. Элементы маркетинговой политики, имеющие наибольший эффект: - реклама - качество - снижение цены - улучшение сервиса
Зрелость 1. Большинство покупателей товар приобрели 2. Рост продаж уменьшается 3. Увеличиваются расходы на маркетинг, прибыль растет медленнее 4. Элементы маркетинговой политики, имеющие наибольший эффект: - снижение цены - интенсификация мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта (ФОССТИС) - качество - улучшение сервиса
Насыщение 1. Рост продаж прекращается несмотря на снижение цены 2. Снижение издержек производства может обеспечить рост прибыльности 3. Элементы маркетинговой политики, имеющие наибольший эффект: - ФОССТИС - качество - снижение цены - улучшение сервиса
Спад 1. Резкое снижение продаж и прибыли 2. Снятие с производства, изъятие из торговли

 

 

Жизненный цикл отдельного товара характеризуется периодом продаж товара – от первого до последнего. Для каждого товара он индивидуален. Однако по большинству товаров фирма стремится продлить его жизненный цикл, используя при этом типологию маркетинга и специфические особенности товара и рынка.

Продолжительность жизненного цикла товара зависит от:

1. технической сложности изделия: чем сложнее товар, тем больше его жизненный цикл;

2. объема вложения инвестиций в развитие товара и сбытовой и маркетинговой сети;

3. наличия конкурентов: чем их больше, чем агрессивнее их политика на рынке, тем короче жизненный цикл товара;

4. качества маркетинговых исследований и степени их соответствия интересам отдельных групп покупателей.

 

Помимо классической формы кривой жизненного цикла товара, когда четко определяются стадии внедрения товара на рынок, роста, зрелости, насыщения и спада, можно выделить примеры специфических ее видоизменений. Приведем наиболее важные из них:

 

 

¾ сезонность или мода

Сезонная кривая или кривая моды, относится к ЖЦТ, переживающих на рынке периодические, разнесенные по времени взлеты и падения спроса.

 

классический успех или бум

Данная кривая описывает чрезвычайно популярный товар со стабильным сбытом на протяжении длительного времени

 

 
 

 

 


¾ кратковременное увлечение

По отношению к таким товарам принято выделять две главные стадии: рост продажи в первой стадии и столь же резкое ее снижение во второй. Не случайно введение остромодных изделий на рынок сопряжено с большим коммерческим риском, а цены на них на первой стадии весьма высоки, чтобы можно было окупить затраты и в определенной мере компенсировать падение прибыли во второй стадии

 


¾ возобновление или ностальгия

Для ряда товаров характерен удлиненный цикл. В этом случае постоянный рост спроса прерывается на непродолжительное время стабилизацией со спадом, после чего вновь наблюдается его очередное увеличение. Причины продления ЖЦТ могут быть разные: новые области применения изделия, новые сегменты рынка, снижение цен пр.

 

 

- провал

Кривая провала раскрывает обычно поведение товара, который вообще не имеет рыночного успеха.

 

 
 


¾ продолжительное увлечение

Данное поведение товара на рынке предполагает быстрый рост сбыта изделия, затем быстрое падение, но с остаточным средним уровнем продаж.

 

 

Менеджеру необходимо знать теорию жизненного цикла товара для того, чтобы вовремя определить, на каком этапе находится данный товар, и применять соответствующие мероприятия маркетинга. Для того чтобы фирма чувствовала себя уверенно на рынке, необходимо, чтобы она имела товары, находящиеся на стадиях зрелости, насыщения, роста и выведения на рынок. Без этого не будет необходимого обновления ассортимента выпускаемой продукции и получения соответствующей прибыли от реализации.

Особенно важно уловить стадию насыщения и еще более – спада, т.к. держать на рынке «больной товара» убыточно.