Стратегии маркетинга и факторы, влияющие на их выбор.

 

Существует три основные стратегии маркетинга или стратегии охвата рынка:

1. недифференцированный (стандартизированный) маркетинг

2. дифференцированный маркетинг

3. концентрированный маркетинг

Недифференцированный маркетинг. В случае использования этой стратегии фирма выходит с одним товаром и ставит перед собой задачу привлечь как можно большее число потребителей с помощью стандартного единого комплекса маркетинга. Она игнорирует существование на рынке специфических сегментов по специфическим потребностям и запасам.

Преимущество: недифференцированный маркетинг экономичен. Издержки по производству товара, поддержание его запасов и транспортировке, а также на рекламу невелики. Отсутствие необходимости в проведении маркетинговых исследований сегментов рынка способствует снижению затрат на маркетинговые исследования и управление производством товара.

Фирма, прибегающая к данной стратегии, обычно создает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка. Это продовольственные и несложные крупные в технологическом отношении непродовольственные товары массового спроса.

 

Дифференцированный маркетинг. Фирма модифицирует товар и комплекс мероприятий по продвижению его на рынок таким образом, чтобы привлечь внимание ряда сегментов рынка.

Преимущество: С помощью такой дифференциации фирма надеется удовлетворить большее количество сегментов и их специфические потребности. К практике дифференцированного маркетинга прибегает все большее число фирм. Это, как правило, сложные в технологическом отношении непродовольственные товара.

 

Концентрированный (целевой) маркетинг. При концентрированном маркетинге главные усилия направляются на единственный сегмент. Цель концентрированного маркетинга – доминировать в «своем» сегменте рынка. По этому поводу Джерри Гарсия из группы Grateful Dead сказал следующее: « не надо, чтобы о тебе думали, будто ты лучший из лучших в своем деле. Надо, чтобы думали, будто ты – единственный».

Преимущество: Благодаря концентрированному (целевому) маркетингу фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. Более того, в результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта фирма добивается экономии во многих сферах своей деятельности.

В тоже время концентрированный маркетинг связан с повышенным уровнем риска. Избранный сегмент может не оправдать надежд. А может случиться и так, что в выбранный вами сегмент рынка захочет внедриться конкурент. С учетом этих соображений многие фирмы предпочитают диверсифицировать свою деятельность, охватывать несколько разных сегментов рынка.

Диверсификация – (от лат. diversus разный + facere делать), 1)разнообразие, разностороннее развитие; 2)проникновение, специализированных фирм (промышленных транспортных, строительных) в другие отрасли производства, сферу услуг; в результате диверсификации возникают многоотраслевые комплексы;

С точки зрения маркетинга диверсификация – это расширение ассортимента производимой продукции и видов предоставляемых услуг.

Различают:

Горизонтальная диверсификация– расширение ассортимента изделий фирмы, не связанных с выпускаемых ранее, но рассчитанных на уже устоявшиеся группы покупателей.

 

Конгломератная диверсификация – пополнение ассортимента фирмы новыми товарами, не связанными с уже применяемой технологией и с ранее выпускаемыми товарами;

 

Концентрическая диверсификация – расширение ассортимента изделий фирмы, которые с точки зрения технологии и маркетинга схожи с уже выпускаемыми на фирме.

 

При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:

1. Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия концентрированного (целевого) маркетинга.

2. Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров.

3. Этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать вариант новинки. При этом наиболее разумно пользоваться стратегиями недифференцированного и концентрированного маркетинга.

4. Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одни и те же количества товаров в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, то в этом случае уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга.

5. Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, то применение стратегий недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И, наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.

Следующим шагом после выявления рыночных сегментов является определение степени их привлекательности и выбор целевых рынков и маркетинговых стратегий по отношению к ним. Осуществляется оценка привлекательности каждого рыночного сегмента и выбор одного или нескольких сегментов для их освоения. При оценке степени привлекательности различных рыночных сегментов, удовлетворяющих требованиям к их успешной сегментации, учитываются следующие три главных фактора:

1. Размер сегмента и скорость его изменения (роста, уменьшения);

2. Структурная привлекательность сегмента;

3. Цели и ресурсы фирмы, осваивающей сегмент.

 

Следующий шаг определения направлений рыночной ориентации в деятельности организации заключается в определении позиции продукта на отдельных рыночных сегментах. Это называется позиционированием рынка. Позиция продукта – это мнение определенной группы потребителей, целевых рыночных сегментов, относительно важнейших характеристик продукта. Она характеризует место, занимаемое конкретным продуктом в умах потребителей по отношению к продукту конкурентов. Продукт должен восприниматься определенной группой целевых потребителей как имеющий четкий имидж, отличающий его от продуктов конкурентов.

Позиционирование – это комплекс маркетинговых элементов, с помощью которых людям необходимо внушить, что данный товар создан специально для них, и что он может быть идентифицирован с их идеалом.

Позиционирование товара в целевом сегменте связано с выделением отличительных преимуществ товара, удовлетворением специфических потребностей или определенной категории клиентов, а также с формированием характерного имиджа товара и\или фирмы.

Позиционирование товара на избранном рынке – это логическое продолжение нахождения целевых сегментов, поскольку позиция товара на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают покупатели на другом сегменте. При это необходимо различать сегментацию и позиционирование. Результат сегментации рынка – это желаемые характеристики товара. Результат позиционирования – это конкретные маркетинговые действия по разработке, распространению и продвижению товара на рынок.