Оновные критерия сегментирования потребительского рынка.

 

Поэтому при сегментировании потребительского рынка должны быть определены критерии:

1. Измеряемость определяется той информацией, которую можно получить о размерах, природе и поведении сегмента рынка. Потребители могут вести себя одинаково, но если нет способа измерения их поведения, то будет трудно сформулировать и выполнить действия по маркетингу.

2. Доступность воздействия – это степень достижимости сегментов для маркетинговых воздействий.

3. Объемность предполагает достаточные размеры сегментов рынка.

Сегмент, состоящий из одного или нескольких человек, вряд ли привлечет фирму, которая собирается работать на рынке долгое время. Обычно, чем больше сегмент, тем он привлекательнее. Однако небольшие фирмы иногда предпочитают работать на малых сегментах из-за меньшей вероятности конкуренции со стороны крупных фирм.

4. Сходство представителей подразумевает необходимость определенного соответствия друг другу членов отдельного сегмента рынка. Этот фактор отражает правомерность классификации поведения группы. Этот критерий помогает в прогнозировании характера реакции сегментов на программы маркетинга. Задача сегментирования состоит в том, чтобы найти группы потребителей, одинаково реагирующих на определенные товары и формы маркетинговых воздействий. Найдя достаточное количество таких представителей, фирма может рассчитывать на соответствующий спрос.

 

То есть реализовать три «больше»

1. больше рынков

2. большая доля рынка

3. большой объем продаж.

 

Чаще всего сегментирование используется при позиционировании товара, которое определяется тем, что потребитель думает о товаре и с каким набором свойств он его идентифицирует (представляет). Данные сегментирования используются в стратегии стимулирования сбыта, особенно при разработке рекламного обращения, чтобы показать, что данное предложение обеспечит ожидаемое преимущество, а также при выборе рекламного средства информации, наиболее эффективного для достижения целей на намеченных сегментах рынка.

Во многих случаях сегментирование учитывается при разработке стратегии распределения.

Стиль жизни влияет на то, как и где потребители предпочитают покупать товары (по каталогам, супермаркетах и пр.)

Для ценовой политики сегментирование важно, поскольку способность платить зависит от дохода.

Стиль жизни, социальный класс, психологический тип и др. факторы могут влиять на желание потребителя тратить и его внимание к дорогим или дешевым товарам.

С ростом популярности Международной информационной сети «Интернет» с помощью баз данных и компьютерных программ стало возможным выходить на «сегмент из одного клиента».

Имея полную информацию об особенностях и предпочтениях потребителя можно составить персональное обращение к покупателю, который в другом случае будет безразличен к рекламе.

Суть необходимости сегментирования в том, что эффективная стратегия маркетинга требует, чтобы каждый из элементов маркетинга был обеспечен координированным и интегрированным обращением к соответствующей группе потребителей.

 

Существуют различные способы сегментации рынка:

Сегментация по социально-экономическим переменным – разделение потребителей на группы по признакам пола, возраста, размера семьи, дохода, рода занятий, образования, принадлежности к социальной группе.

Данный способ сегментирования рынка достаточно простой и носит универсальный характер.

Сегментация по признаку культуры – это означает учет влияния культурных и религиозных различий на покупателей (стереотипа потребления, предпочитаемого дизайнерского стиля).

Данный способ особое значение приобретает при выходе на международные рынки или на рынки стран со значительными культурными различиями в составе населения.

 

Сегментация по географическим факторам – это дифференциация стратегий маркетинга для городских и сельских клиентов, для различных регионов и районов страны.

 

Сегментация по адаптивности потребителей к новому товару. Данный способ предполагает разделение потребителей по различиям в реакции на появление нового товара или новой сбытовой концепции.

 

Практика показала следующие характерные группы потребителей, количественное соотношение которых целесообразно учитывать для того или иного рынка:

Новаторы – это лица, склонные к риску и эксперименту, обычно люди с высоким социальным статусом, входящие в высшую группу по доходам граждане;

Быстро привыкающие к новому товару – это лица, похожие по социальным характеристикам на представителей первой группы, но с меньшей склонностью риска. Такие люди встречаются чаще в сельской местности, ведут активную общественную жизнь;

 

Легко привыкающие к новым товарам – это большие группы людей, избегающие риска;

 

Медленно привыкающие е новым товарам – большие группы людей, которые осторожны, склонны подражать; консерваторы, не одобряют изменений, обычно входят в группу с низкими доходами, обладатели малопрестижных профессий;

 

Ретрограды – это крайний тип потребителей, характеризующихся отрицательным отношением к любым измерениям, лишены воображения, реагируют на товары только тогда, когда он находится на рынке в течение длительного времени.

 

Зная соотношение этих групп потребителей, можно прогнозировать изменение объема продаж на рынке.

 

Сегментация по каналам получения товаров. Данный способ представляет собой разделение покупателей с учетом их приверженности к определенным типам контрагентов, с которыми они постоянно сотрудничают или которые являются для них, по их мнению, наиболее подходящими партнерами

 

Сегментация по степени использования товара. Данный способ предполагает разделение рынка на части в зависимости от того, какова на нем степень использования товара фирмы.

На основе анализа этих сегментов фирма может принимать решение об ориентации своей маркетинговой стратегии на основную группу потребителей, представленных на нескольких сегментах и обеспечивающих наибольший объем покупок товаров фирмы.

 

Сегментация рынка по психографическому признаку. Данный способ можно признать самым эффективным.

Такие факторы как принадлежность к определенному классу (высший средний, низший), образ жизни (эстеты, традиционалисты. Жизнелюбы, пессимисты), стиль жизни, личные качества потребителей (авторитарная натура, честолюбивая натура, любитель поступать «как все», увлекающаяся натура) и т.д. Учет этих факторов более точно отражает возможную реакцию покупателей на товар, чем количественные оценки сегментов рынка по географическому или демографическому признакам. Поэтому компании самых разных отраслей стремятся, как можно точнее учесть стиль жизни своих клиентов.

Например в США крупные универмаги типа С&А имеют специальные отделы, изучающие стиль жизни основной массы своих покупателей.

 

Сегментация по первичности покупки. Данный способ предполагает разделение потребителей по тому, приобретается товар впервые или для замены такого же или аналогичного товара.

 

Любой рынок можно сегментировать не по одному, а по целой группе факторов.

 

Маркетинговое сегментирование вскрывает возможности различных сегментов рынка, на котором предстоит выступать продавцу. После этого фирме необходимо ответить на следующие вопросы:

 

1. сколько сегментов следует охватить?

2. как определить наиболее выгодные сегменты?

 

Чтобы ответить на эти вопросы фирма должна решить, какой стратегией маркетинга ей следует воспользоваться для достижения своей цели. При этом должны быть выполнены следующие условия:

 

1. каждый их рассматриваемых сегментов рынка должен быть достаточно четко очерчен;

2. выбранный сегмент должен быть достаточно доходным;

3. выбранный сегмент должен быть доступен для использования эффективных методов сбыта.