Стратегия и тактика маркетинга

Термин «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента.

 

Стратегия маркетинга – это процесс анализа возможностей предприятия, выбора целей, разработки и формулировки перспективных (средне- и долгосрочных) планов, осуществление маркетинговых мероприятий и контроля за их реализацией.

 

Тактика маркетинга – это формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов (обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интереса покупателей к товару и наоборот )

 

В теории и практике маркетинга важное место занимает матрица «товар – рынок» ее еще называют матрицей И.Ансоффа.

Модель предназначена для разработки стратегий в зависимости от обновления рынка и товара. Исходный пункт – расхождение между реальным и планируемым развитием предприятия. Это означает, что цели предприятия недостижимы с помощью прежних стратегий. Необходимо или скорректировать цели, или искать новые стратегические пути.

Матрица «товар – рынок» образует четыре поля, характеризующие положение фирмы в зависимости от сочетания двух факторов – развития и обновления рынка и товара:

 

 

Рынок \ Товар существующий новый
  существующий Глубокое проникновение на рынок   Разработка товара
  новый   Развитие рынка     Диверсификация

 

Стратегия глубокого проникновения на рынокрекомендуется, когда фирма работает с уже достаточно известным товаром на существующем рынке.

 

Стратегия разработки товара рекомендуется, когда фирма, выступает на старом, достаточно насыщенном рынке, осуществляет модернизацию товара, ориентируясь на эффект морального старения товаров, имеющихся у потребителей, и возникающее у них желание заменить старый товар новым. Появление нового товара с высокими качественными характеристиками часто вызывает дополнительный рост спроса. Однако необходимы поддерживающие маркетинговые мероприятия, в частности, активная реклама, усиленные акции по продвижению товара, например, организация выставок-продаж, презентаций товара и различных методов стимулирования сбыта и продажи.

 

Стратегия развития рынка должна дать эффект за счет выявления новых сегментов рынка, где спрос на старый товар был бы достаточен для реализации товаров и получения запланированной прибыли.

 

Новый товар создает новый рынок – аксиома рыночной экономики. Однако, часто фирма не ограничивается одним доминирующим новым товаром, а ориентируется на прогрессивную стратегию диверсификации. Диверсификация может осуществляться в различных формах: одновременного выпуска различных видов товаров и ориентации на различные типы потребителей, или использования различных форм торговли и сбыта, или вложения свободных денежных средств в самые различные отрасли экономики. Такое распределение инвестиций, как правило, значительно снижает коммерческий риск.

Выбор стратегии зависит от ресурсов предприятия и готовности к риску.