Показатели конкурентоспособности товара

Позиции

Выявление приоритетных конкурентов и определении силы их

1 Конкуренция и её виды

Конкуренция (в переводе с лат. — соревнование) в узком смыс­ле — это соперничество между отдельными лицами, различными, хозяйственными субъектами на каком-либо поприще с целью до­стижения одной и той же цели.

Конкуренция охватывает по существу все сферы человеческой деятельности. Она имеет место в семье, коллективах, спорте, ис­кусстве. Особое место конкуренция занимает в экономической сфере.

Конкуренция заставляет предпринимателей снижать цены и постоянно совершенствовать свою продукцию, чтобы удерживать свои позиции на рынке.

Виды конкуренции.С позиции маркетинга конкуренция может быть трех видов.

Функциональная конкуренция возникает потому, что потребность можно удовлетворить несколькими различными способами. Напри­мер, различные продукты питания удовлетворяют потребности в еде, разнообразные спортивные принадлежности решают потреб­ности в физическом развитии людей.

Видовая конкуренция возникает, когда имеются товары, пред­назначенные для одной и той же цели, но различающиеся ка­ким-либо важным для потребителя параметром. Например, авто­мобили одного и того же класса могут отличаться друг от друга экономичностью (заднеприводные и переднеприводные автомо­били) или мощностью двигателей (автомобили «Волга», «Моск­вич», «Таврия»).

Предметная конкуренция возникает в ситуациях, когда различ­ные фирмы выпускают практически идентичные изделия, кото­рые могут отличаться разве что по качеству. Наиболее характерный пример такой конкуренции — телевизоры, которые изготовляют­ся практически из одних и тех же комплектующих деталей и узлов, и если и отличаются друг от друга, то только качеством сборки.

Помимо типов конкуренции существуют различия в методах конкурентной борьбы.

Методы конкурентной борьбы.В экономической литературе кон­куренцию обычно разделяют на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция известна еще со времен свободного ры­ночного соперничества, когда с помощью изменения цены (обычно ее снижения) торговец привлекал к своему товару внимание и тем самым увеличивал его сбыт. В те времена покупателям на рын­ке предлагались однородные, практически полностью заменяемые товары, средний доход покупателей был относительно низким, поэтому они осуществляли свой выбор, ориентируясь только на уровень цен.

После Второй мировой войны значимость методов ценовой конкуренции стала снижаться. В борьбе за покупателя стали ак­тивно использоваться неценовые методы конкуренции, когда на первый план начали выдвигаться потребительские свойства това­ра: качество продукции, ее новизна, надежность конструкции, оформление, упаковка, условия гарантийного и послегарантий­ного обслуживания, а также различные методы воздействия на потребителя, включая рекламу. В последние годы немаловажны­ми факторами неценовой конкуренции выступают более низкое энергопотребление и металлоемкость, меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, различные формы стимулиро­вания сбыта.

Среди методов неценовой конкуренции следует выделить конку­ренцию по качеству и конкуренцию по условиям продаж. Конку­ренция по качеству нашла особенно широкое применение в Япо­нии, где многие японские фирмы, совершенствуя технологию производства и повышая качество своих товаров, сохраняли про­дажные цены на мировом рынке неизменными. А это означало фактически снижение цен на товары, поскольку снижался удель­ный показатель отношения продажной цены к единице качества или полезного эффекта.

Конкуренция по условиям продаж проявляется, когда две и более фирм продают однотипные товары с одинаковыми техни­ческими характеристиками и примерно по одной и той же цене, но при этом одна из фирм предлагает дополнительные услуги