Тема 1. Основные понятия маркетинга

Влияние характеристик товара на темпы его восприятия (сравнительное преимущество с другим товаром, совместимость, сложность, делимость процесса знакомства на этапы, описание результатов его возможностей).

Следует помнить, что потребительский рынок отражает личное потребление покупателей. Этот рынок состоит из множества субрынков, в том числе и по возрастному признаку потребителей. Поэтому задача организации понять различных потребителей и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение.

Понятие маркетинга

 

Маркетинг (от англ. market – рынок)

 

В классическом понимании это философия управления хозяйствования в условиях рынка, ориентирующее производство на удовлетворение конкретных потребностей конкретных потребителей (Ф. Котлер).

В современном понимании (с точки зрения Американской Ассоциации Маркетинга AMA) маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения в жизнь замысла ценообразования, распространения и продвижения товаров, услуг, идей посредством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций.

 

Схема:

 

продавец (производитель) ß (информация о рынке, разработка производственной программы/товарной программы) маркетолог (изучает рынок) ß покупатель

маркетолог (удовлетворение потребностей, создание спроса) à покупатель

 

Цель маркетинга

Конечная цель маркетинга заключается в обеспечении прибыльности предприятия путем максимально полного удовлетворения потребностей людей.

 

История развития и основные концепции маркетинга.

В истории развития маркетинга выделяют пять основных концепций.

 

Период Название концепции Ведущая идея Основной инструментарий Главная цель
1860 – 1920 Производственная Произвожу то, что могу Себестоимость и производительность Совершенствование производства, снижение себестоимости
1920 – 1930 Товарная Производство качественных товаров Товарная политика Совершенствование потребительских свойств товара
1930 – 1950 Сбытовая Развитие сбытовой сети и каналов сбыта Сбытовая политика Интенсификация сбыта
1950 – 1980 Концепция традиционного маркетинга (потребительская концепция) Произвожу то, что нужно потребителю. Исследование потребителей и комплекс маркетинга Удовлетворение потребностей целевых потребителей
1980 – настоящее время Концепция социально-этического маркетинга Произвожу то, что нужно потребителю с учетом требования общества в целом Исследование потребителей и комплекс маркетинга, исследование потребностей общества Удовлетворение потребностей целевых потребителей с учетом требований общества

 


Условия существования маркетинга

1. Наличие рынка (рынка покупателя).

 

Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда основные решения (что купить, где, в каком количестве и т.д.) принимает покупатель. Эта ситуация складывается на рынке тогда, когда предложение значительно превышает спрос. Обратная ситуация называется рынком продавца, когда все основные решения принимает продавец и спрос гораздо больше, чем предложение.

 

2. Наличие конкуренции и конкурентной борьбы.

3. Наличие комплекса свобода – это свобода информации, использования рабочей силы, предпринимательской деятельности, свобода перемещения капитала и т.д.

 

Л2
24.02.2012

 

Основные понятия маркетинга

 

Рынок – совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей данного товара, а также место, где совершаются сделки.

Потребность– необходимость, нужда человека в чем-либо. Потребность, принявшая конкретную форму, превращается в желание.

Спрос – это желание, подкрепленное покупательной способностью.

Комплекс маркетинга – это совокупность четырех основных инструментов маркетолога, с помощью которых он добивается поставленных перед ним целей (маркетинг-микс, 4P).

 

:

product (продукт, товар) – это все, что создано руками человека, либо получено из внешней среды, удовлетворяющее определенную потребность человека и предлагаемое на рынке для приобретения, дальнейшего потребления или использования.

 

price (цена) – денежное выражение стоимости товара.

 

place (место продажи)товародвижение, дистрибуция, распространение – это всевозможная деятельность, делающая товар доступным для конечного потребителя, т.е. физического перемещение товара от производителя к потребителю.

 

promotion (продвижение, стимулирование, маркетинговая коммуникация) – всевозможная деятельность по распространению сведений о товаре, убеждению потребителя совершить покупку.

 

Функции маркетинга

1. Аналитическая (изучение конкурентной среды рынка, потребителей, товара, внутренней среды фирмы и т.д.)

2. Производственная (организация производства новых товаров и услуг, управление качеством и конкурентоспособностью товаров, организация материально-технического снабжения и т.д.)

3. Сбытовая (организация каналов сбыта, сервиса, проведения целенаправленной товарной и ценовой политики, организация системы стимулирования сбыта).

4. Функция управления и контроля (организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение управления маркетингом, контроль маркетинговой деятельности и т.д.)

 

Принципы маркетинга

1. Новаторство

2. Знание рынка и постоянное его изучение

3. Активное воздействие на рынок

4. Приспособление к рынку