Тема 1. Основные понятия маркетинга
Влияние характеристик товара на темпы его восприятия (сравнительное преимущество с другим товаром, совместимость, сложность, делимость процесса знакомства на этапы, описание результатов его возможностей).
Следует помнить, что потребительский рынок отражает личное потребление покупателей. Этот рынок состоит из множества субрынков, в том числе и по возрастному признаку потребителей. Поэтому задача организации понять различных потребителей и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение.
Понятие маркетинга
Маркетинг (от англ. market – рынок)
В классическом понимании это философия управления хозяйствования в условиях рынка, ориентирующее производство на удовлетворение конкретных потребностей конкретных потребителей (Ф. Котлер).
В современном понимании (с точки зрения Американской Ассоциации Маркетинга AMA) маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения в жизнь замысла ценообразования, распространения и продвижения товаров, услуг, идей посредством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций.
Схема:
продавец (производитель) ß (информация о рынке, разработка производственной программы/товарной программы) маркетолог (изучает рынок) ß покупатель
маркетолог (удовлетворение потребностей, создание спроса) à покупатель
Цель маркетинга
Конечная цель маркетинга заключается в обеспечении прибыльности предприятия путем максимально полного удовлетворения потребностей людей.
История развития и основные концепции маркетинга.
В истории развития маркетинга выделяют пять основных концепций.
Период | Название концепции | Ведущая идея | Основной инструментарий | Главная цель |
1860 – 1920 | Производственная | Произвожу то, что могу | Себестоимость и производительность | Совершенствование производства, снижение себестоимости |
1920 – 1930 | Товарная | Производство качественных товаров | Товарная политика | Совершенствование потребительских свойств товара |
1930 – 1950 | Сбытовая | Развитие сбытовой сети и каналов сбыта | Сбытовая политика | Интенсификация сбыта |
1950 – 1980 | Концепция традиционного маркетинга (потребительская концепция) | Произвожу то, что нужно потребителю. | Исследование потребителей и комплекс маркетинга | Удовлетворение потребностей целевых потребителей |
1980 – настоящее время | Концепция социально-этического маркетинга | Произвожу то, что нужно потребителю с учетом требования общества в целом | Исследование потребителей и комплекс маркетинга, исследование потребностей общества | Удовлетворение потребностей целевых потребителей с учетом требований общества |
Условия существования маркетинга
1. Наличие рынка (рынка покупателя).
Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда основные решения (что купить, где, в каком количестве и т.д.) принимает покупатель. Эта ситуация складывается на рынке тогда, когда предложение значительно превышает спрос. Обратная ситуация называется рынком продавца, когда все основные решения принимает продавец и спрос гораздо больше, чем предложение.
2. Наличие конкуренции и конкурентной борьбы.
3. Наличие комплекса свобода – это свобода информации, использования рабочей силы, предпринимательской деятельности, свобода перемещения капитала и т.д.
Л2 |
24.02.2012 |
Основные понятия маркетинга
Рынок – совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей данного товара, а также место, где совершаются сделки.
Потребность– необходимость, нужда человека в чем-либо. Потребность, принявшая конкретную форму, превращается в желание.
Спрос – это желание, подкрепленное покупательной способностью.
Комплекс маркетинга – это совокупность четырех основных инструментов маркетолога, с помощью которых он добивается поставленных перед ним целей (маркетинг-микс, 4P).
4Р:
– product (продукт, товар) – это все, что создано руками человека, либо получено из внешней среды, удовлетворяющее определенную потребность человека и предлагаемое на рынке для приобретения, дальнейшего потребления или использования.
– price (цена) – денежное выражение стоимости товара.
– place (место продажи) – товародвижение, дистрибуция, распространение – это всевозможная деятельность, делающая товар доступным для конечного потребителя, т.е. физического перемещение товара от производителя к потребителю.
– promotion (продвижение, стимулирование, маркетинговая коммуникация) – всевозможная деятельность по распространению сведений о товаре, убеждению потребителя совершить покупку.
Функции маркетинга
1. Аналитическая (изучение конкурентной среды рынка, потребителей, товара, внутренней среды фирмы и т.д.)
2. Производственная (организация производства новых товаров и услуг, управление качеством и конкурентоспособностью товаров, организация материально-технического снабжения и т.д.)
3. Сбытовая (организация каналов сбыта, сервиса, проведения целенаправленной товарной и ценовой политики, организация системы стимулирования сбыта).
4. Функция управления и контроля (организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение управления маркетингом, контроль маркетинговой деятельности и т.д.)
Принципы маркетинга
1. Новаторство
2. Знание рынка и постоянное его изучение
3. Активное воздействие на рынок
4. Приспособление к рынку