Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Эластичность.
Важнейшим инструментом рыночной экономики являются спрос и предложение. "Научите попугая произносить слова "Спрос и Предложение" - и перед вами экономист!" - такое значение придают этим категориям Кемпбел Р. Макконнелл и Стенли Брю в понимании экономических процессов.
В этой язвительной шутке большая доля правды, так как по существу, эти простейшие экономические рычаги способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.
Каждый может убедиться в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено, при прочих равных условиях, больше единиц этого товара. Между ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает, количество возрастает, когда цена возрастает до небес, покупать копченную колбасу и сыры в состоянии лишь богатые люди (дорогую сельскохозяйственную технику лишь очень богатые колхозы).
Действует закон постепенного убывания спроса. Покупатель приобретает то количество данного товара, которое ему нужно. За пределами этого количества "ценность" этого товара для него уменьшается. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, оказывается меньше полезности предыдущей единицы. Ее называют предельной полезностью. Первые два яблока человек может съесть с аппетитом, третье - с меньшим желанием, а четвертое может вызвать у него неприятные ощущения. С увеличением количества яблок предельная полезность убывает, т.е. каждое дополнительное яблоко все меньше приносит дополнительное удовлетворение. Предположение об убывающей предельной полезности позволяет нам объяснить поведение потребителя, максимизирующего общую полезность и определить тем самым характер зависимости спроса от цены. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход. Если цена какого-либо товара повышается, он старается заменить его другими товарами. Приличная кожаная куртка стоит около 200 долларов. Многие молодые люди хотели бы иметь такой вид одежды, но ограничиваются покупкой более простой и дешевой куртки. Приобретение кожаной связано с ограничением удовлетворения других более насущных потребностей, т.е. с определенными жертвами.
В экономической теории Спросом называется связь между двумя конкретными переменными: ценой и количеством. Спрос определяется комбинацией биологических и психологических факторов, общественных отношений и набором экономических переменных (уровень дохода, наличие заменителей). К числу факторов, смещающих кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов и цен на сопряженные товары. Например, забота о здоровье привела во многих странах к повышению спроса на кроссовки и велосипеды. Изменение доходов в европейских странах привело к повышению спроса на более ценные и в то же время менее калорийные продукты и снизило спрос на такие товары низшей категории, как картофель, капуста, репа. Перестали пользоваться спросом ношеная одежда, восстановленные шины. В нашей стране резкое повышение цен на авиапассажирские перевозки в начале 1993 года вызвало напряжение в работе пассажирского железнодорожного транспорта, а повышение цен на проезд автобусом пригородного сообщения переместило пассажиров на пригородные электропоезда.
Величина Спроса определяется затратами. Но понятие спроса ни в коей мере не предполагает, что деньги - это единственное, что имеет значение для людей.
В здоровой экономике молоко продается в бутылках и пакетах (предлагается выбор). В пакетах дешевле, так как за бутылку надо платить залоговую сумму. Что предпочтет домохозяйка? Тут надо взвесить все затраты: расстояние до дома, до приемного пункта тары, наличие очереди, мытье посуды, для дома покупка или для дачи, близость мусоропровода и т.д. Весь этот набор затрат при совершении самой обыденной покупки молниеносно просчитывается в нашем сознании, и только тогда принимается решение. Деньги же - это общий знаменатель, и поэтому они удобны как средство для изменения поведения людей. Более высокая цена побуждает людей к нахождению новых решений. Высокая цена на товар А может вести к снижению спроса на товар Б, рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И, наоборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили. На величину спроса оказывают влияние изменения в ожиданиях будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цены на соль и спички, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево. А поскольку в "перестроечное время" бывшие советские граждане полностью лишились ожидания уменьшения цен, то величина спроса растет вместе с ростом объема покупок. Из ожидания более высокой цены растут покупки "про запас".
Мы подошли к понятию интенсивности реакции покупателя на изменение цен. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен. Ценовая эластичность спроса определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен. Если предприниматель уверен, что снижение цены не увеличит объема продажи, то он не будет снижать цену. Но он не будет и повышать цену, если это не приведет к росту продажи. Пример с солью является подтверждением не эластичности спроса. У нее мало заменителей, объем потребления постоянен, удельный вес расходов на ее покупку в бюджете семьи малый. А в принципе объем покупок и цена всегда будут двигаться в противоположных направлениях. Люди желают большего или меньшего определенного благ, если оно им обходится дешевле или дороже.
Общий закон спроса не носит абсолютный характер. Существуют исключения.
1) Низкокачественные товары первой необходимости, спрос на которые может увеличиваться при росте цен - это парадокс Гиффена.
2) Дорогостоящие, престижные товары – эффект Веблена (эффект сноба). Данные товары покупаются не ради их потребительских качеств, а чтобы подчеркнуть совой статус. Снижение цен на эти товары может привести к уменьшению спроса.
3) Эффект повального увлечения – желания быть не хуже других, не отставать от моды
4) Аномальная реакция на увеличение цены.
Для изучения возможной реакции потребителя на те или иные изменения цены используется понятие «эластичность спроса». Практическое значение имеет эластичность рыночного спроса, так как он позволяет предвидеть изменения рынка в результате той или иной ценовой политики.
Для производителя очень важно знать реакцию потребителя на возможное понижение или повышение цены, от этого зависит его получаемая прибыль.
В общем виде эластичность спроса характеризует степень реакции приобретаемого количества товара на колебания рыночной цены, она определяется относительными изменениями объемов и цен товаров и не зависит от того в каких единицах измеряется. Спрос считается эластичным, если реакция покупателя ярко выражена, а отношение изменения количества к изменению цены больше единицы, при этом выручка будет расти. Спрос считается неэластичным, жестким, если спрос отсутствует или реакция потребителя на изменение цен очень мала, при этом отношение изменения количества к изменению цены меньше единицы, при этом выручка будет падать. Если коэффициент эластичности равен единице, то снижение цен только компенсирует увеличение объемов, выручка не изменится. Если коэффициент эластичности стремится к бесконечности, то спрос абсолютно эластичен. Если коэффициент эластичности равен нулю, то спрос абсолютно неэластичен.
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
1) наличие товаров – заменителей (чем больше имеет товар заменителей, чем ближе их основные свойства, тем эластичней товар);
2) широта спектра применения (чем шире тем эластичней спрос);
3) фактор времени (спрос более эластичен в длительном периоде);
4) специфика рынков отдельных товаров (некоторые товары покупаются в не зависимости от цены, например, очки, лекарства);
5) качество товара (предметы роскоши более эластичны, чет товары первой необходимости);
6) ожидания потребителя;
7) размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос).
По мимо эластичности спроса по цене, существует перекрестная эластичность и эластичность по доходу.
Когда рассматривается ситуация влияния изменения количества одного товара на изменение цены другого товара. Если перекрестная эластичность товара больше нуля, то это взаимозаменяемые блага, например, чай и кофе. Если перекрестная эластичность товара меньше нуля, то это взаимодополняемые блага, например, фотоаппарат и пленка. Если перекрестная эластичность товара равна нулю, то это нейтральные блага. Следует отметить, что это действует при незначительном ценовом изменении, если цена товара существенно изменится, то это приведет к повышению спроса на масло, хлеб, ….. мебель, как отражение эффекта дохода.
Эластичность спроса по доходу – рассматривается ситуация изменение количества приобретаемого товара от изменения дохода. Если эластичность спроса по доходу больше нуля, то это благо называется нормальным. Если эластичность спроса меньше нуля, то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, оно является низкокачественным, например, гнилые бананы. Если эластичность спроса по доходу больше нуля и меньше единицы, то это товары первой необходимости. Если эластичность спроса по доходу больше единицы, спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения, это предметы роскоши. Если эластичность спроса по доходу равна единице, то это товары второй необходимости.
Эластичность спроса по доходу прогнозирует перспективы развития отрасли: чем выше эластичность, тем прогрессивнее отрасль, если эластичность меньше нуля – загнивание отрасли.