В010200-Педагогика и методика начального обучения
ГОС
Педагогика
Корнилко И.А., Кошанова З.А.
Русский
Кредита
Курс
В010200-Педагогика и методика начального обучения
1. Задачи педагогической науки:
a) вскрытие закономерностей процесса обучения и воспитания;
b) формирование детского коллектива;
c) изучение духовного развития людей;
d) исследование человеческой природы;
e) изучение способностей учащихся;
2. В систему педагогических наук входит:
a) этнопедагогика;
b) фольклористика;
c) этнография;
d) этнология;
e) этнопсихология;
3. Образование как система представляет собой:
a) развивающуюся сеть учреждений разного типа уровней;
b) состояние, тенденции и перспективы развития общества или воспроизведение, укрепление и совершенствование сложившихся в нём стереотипов;
c) практику социализации человека и преемственность поколений людей;
d) целенаправленный процесс обучения и воспитания;
e) структуру государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства;
4. Фактор, влияющий на развитие личности:
a) наследственность;
b) мнение учителя;
c) психологический климат в коллективе;
d) родители;
e) мнение друзей;
5. Объектом профессиональной деятельности учителя является:
a) целостный педагогический процесс;
b) процесс обучения;
c) воспитание учащихся;
d) проведение уроков, воспитательных мероприятий;
e) коллектив учащихся;
6. Личностно-ориентированное воспитание – это:
a) воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса;
b) целенаправленный и организованный процесс формирования личности;
c) система закономерностей, действующих в определённой области;
d) специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников;
e) воспитательная система при которой происходит формирование образа хорошо
обученного, воспитанного, интеллигентного человека;
7. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании, как правило, происходит:
a) в подростковом возрасте;
b) в младенческом возрасте;
c) в зрелом возрасте;
d) в пожилом возрасте
e) в юношеском возрасте;
8. Анкетирование – это:
a) метод массового сбора материала при помощи опросчиков;
b) приём обучения, используемый учителем;
c) активизация познавательной деятельности учащихся;
d) наблюдение за поведением детей на экскурсии;
e) часть метода воспитания;
9. Опросный метод исследования:
a) интервью;
b) рассказ;
c) наблюдение;
d) дискуссия;
e) анализ ситуации;
10. Дидактика – это:
a) раздел педагогики, разрабатывающий теорию обучения и образования;
b) наука о закономерностях формирования личности;
c) наука о закономерностях развития личности;
d) раздел педагогики об образовании и воспитании;
e) учение о народных методах воспитании;
11. Принципами воспитания являются:
a) связь воспитания с жизнью и трудом;
b) объективность и независимость воспитания;
c) самовоспитание и перевоспитание;
d) нравственное воспитание и формирование личности;
e) поликультурное воспитание и развитие личности;
12. Целостный педагогический процесс включает в себя:
a) учителя, ученика, цель, задачи, содержание, средства, формы, методы, приёмы;
b) учителя и учеников;
c) учеников и их родителей;
d) цель, содержание;
e) цель, задачи, задания;
13. Основные педагогические категории:
a) воспитание, образование, обучение;
b) среда, наследственность, воспитание;
c) знание, умение, навыки, общение;
d) школа, учитель, ученик;
e) развитие и формирование личности;
14. Главным системообразующим компонентом в процессе обучения является:
a) цель обучения.
b) педагогическая технология;
c) метод обучения;
d) содержание образования;
e) форма обучения;
15. Цель воспитания современной общеобразовательной школы:
a) способствовать умственному, нравственному, физическому развитию, раскрывать творческие возможности, обеспечивать условия для развития личности;
b) формировать основанное на общечеловеческих ценностях коммунистическое мировоззрение;
c) развивать интеллектуальный уровень;
d) обеспечивать условия только для физического воспитания;
e) бороться с религиозными взглядами человека;
16. К методам воспитания относятся:
a) беседа, лекция;
b) наблюдение;
c) конференция по предмету;
d) тематический вечер;
e) классный час;
17. Принципы, которыми руководствуется классный руководитель при составлении воспитательного плана, являются:
a) научности, оптимальности, перспективности, учёта специфических особенностей класса, школы, конкретности;
b) научности, индивидуального, возрастного подхода, наглядности, самостоятельности;
c) оптимальности, научности, перспективности, конкретности;
d) перспективности, традиций школы;
e) доступности, народности;
18. Базовые понятия дидактики:
a) преподавание, учение, образование, обучение;
b) ученик, учитель;
c) учение, учебный процесс;
d) обучение, самообразование;
e) учебная ситуация, метод обучения;
19. По мнению Я.А. Коменского, «золотое правило дидактики»:
a) наглядность;
b) научность;
c) систематичность;
d) доступность;
e) преемственность;
20. Учебная программа:
a) определяет содержание и объём знаний по каждому учебному предмету, количество часов на изучение определённых тем, вопросов курса;
b) определяет порядок изучения учебных дисциплин;
c) это документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определённом классе;
d) это сертификат, определяющий состав учебных предметов;
e) документ, определяющий цель и задачи изучения учебной дисциплины;
21. Признак определения типа урока и его структуры:
a) дидактические цели;
b) деятельность учителя;
c) количество времени, отводимого на достижение главной цели;
d) количество структурных частей;
e) активность учащихся;
22. Состав учебных предметов по годам обучения устанавливается в следующем государственном документе:
a) учебный план;
b) годовой план работы школы;
c) устав школы;
d) учебные программы;
e) календарный план;
23. В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы не входят:
a) составление расписания учебных занятий;
b) планирование внеурочной воспитательной работы в школе;
c) оказание методической помощи классным руководителям в организации воспитательной работы;
d) контроль за осуществлением планов воспитательной работы;
e) оказание методической помощи ученическому активу по проведению внеклассной воспитательной работы;
24. В содержание вопросов, рассматриваемых на заседаниях педагогического совета, не входит:
a) репетиторская деятельность учителя;
b) работа методических объединений;
c) внедрение новых педагогических технологий;
d) распространение передового педагогического опыта;
e) проблемы повышения эффективности воспитательной работы.
25. Составление плана учебно-воспитательной работы на новый учебный год начинается с:
a) анализа работы школы за истекший год;
b) определения основных направлений учебно-воспитательной и спортивно-массовой работы;
c) планирования основных мероприятий;
d) формулировки задач учебно-воспитательной работы;
e) определения основных направлений воспитательной работы;
26. Основоположник научной педагогики:
a) Я.А. Коменский;
b) А.С. Макаренко;
c) Ж.-Ж. Руссо;
d) Ы. Алтынсарин;
e) Д.К. Ушинский;
27. Методология педагогической науки – это:
a) учение о воспитании и обучении;
b) учение о социализации личности;
c) учение о субъектах педагогического процесса;
d) учение о принципах построения теории в научном исследовании;
e) учение о целях образования и воспитания;
28. Выберите наиболее полный ответ. Основные отрасли педагогики:
a) общая педагогика, история педагогики, этноп5едагогика;
b) биология, физиология, анатомия;
c) экономика, информатика, экология;
d) философия, социология;
e) этнография, этнология, фольклористика;
29. Образование как процесс:
a) это процесс достижения цели, способов получения результата, условий и форм организации обучения и воспитания;
b) отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания;
c) это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве;
d) отражает этапы и специфику развития образовательной системы, как изменение её состояния за конкретный период;
e) представляет собой полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека;
30. Основными видами самовоспитания являются:
a) самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоосуждение;
b) ситуации доверия, контроля, саморегуляция;
c) самоприказ, критика, замечания;
d) состязание, показ образцов и примера, создание ситуаций успеха;
e) убеждение, внушение, повествование, доказательство, призывы;
31. Развитие:
a) количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие под воздействием различных факторов;
b) целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств;
c) накопление количественных изменений в организме;
d) становление человека, как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности;
e) накопление качественных изменений в организме;
32. На формирования отношения к чему-либо у старшеклассников более всего влияет:
a) мнение товарищей;
b) мнение коллектива;
c) мнение родителей;
d) мнение учителя;
e) собственное мнение;
33. Наблюдение:
a) специально организованное восприятие объекта исследования;
b) избирательный отбор сведений;
c) знание о деятельности учащихся в школе;
d) обработка полученной информации о сознании;
e) познание явлений органами осязания;
34. К методу педагогического наблюдения можно отнести:
a) педагог ведёт наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ;
b) дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой;
c) классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников;
d) на экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведение муравьёв;
e) молодой учитель наблюдает за действиями опытного коллеги при изложении трудного учебного материала;
35. Воспитание – это:
a) процесс целенаправленного влияния на развитие личности;
b) ведущая сила информационно-оперативного развития человека;
c) внутреннее необходимое самопроизвольное её изменение, определяемое внутренними противоречиями;
d) важнейшая форма под воздействием различных факторов;
e) становление личности под воздействием различных факторов;
36. Термин «принцип обучения» означает:
a) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса;
b) дидактические закономерности;
c) дидактические законы;
d) правила;
e) правила, нормы;
37. Сущность целостного педагогического процесса характеризуется как:
a) функционирующая социально-образовательная система, имеющая свои специфические особенности;
b) самоорганизующая система, не подверженная внешним условиям;
c) зависимая и обусловленная система;
d) система задания «из вне», и полностью зависимая от внешних условий;
e) кратковременная система, зависимая от руководящих кадров;
38. Субъективные факторы воспитания:
a) особенности проявления наследственности;.
b) влияние средств массовой информации;
c) влияние климата и природных факторов;
d) уровень развития науки и техники;
e) влияние семейных отношений;
39. Методологическая основа процесса обучения – это:
a) научная теория познания;
b) теория личности;
c) познавательные процессы;
d) культура умственного труда;
e) правила и приёмы обучения;
40. Причина появления воспитания:
a) объективная потребность в подготовке человека к жизни;
b) забота родителей о счастье детей;
c) биологический закон сохранения вида;
d) прогресс науки и техники;
e) моногамность семьи;
41. Стиль деятельности, основанный на содружестве участников педагогического процесса, получил название:
a) педагогика сотрудничества;
b) либеральное руководство;
c) авторитарное руководство;
d) самоуправление;
e) попустительский;
42. Сущность воспитания:
a) целенаправленный процесс формирования и развития личности;
b) повседневное наблюдение за поведением ученика;
c) умелое предъявление требований;
d) руководство учебной деятельностью ученика;
e) формы и методы воспитания;
43. Процесс обучения – это:
a) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся;
b) система важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса;
c) система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека;
d) способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками;
e) познавательная деятельность ученика;
44. Правило «от лёгкого к трудному» относится к принципу:
a) последовательности и систематичности;
b) наглядности;
c) научности;
d) доступности;
e) связи теории с практикой;
45. Наглядные методы обучения:
a) демонстрация наглядных пособий, иллюстрация;
b) объяснение;
c) беседа, рассказ, школьная лекция;
d) графическая работа, лабораторная работа;
e) работа с книгой;
46. Дискуссия, активизирующая познавательную деятельность обучаемого, рассматривается как:
a) метод обучения;
b) закон обучения;
c) принцип обучения;
d) закономерности обучения;
e) форма обучения;
47. В круг обязанностей завуча школы не входит:
a) решение вопросов финансирования учебного процесса;
b) контроль за выполнением учебных программ;
c) организация методической работы;
d) составление расписания учебных занятий;
e) контроль за успеваемостью и поведением учащихся;
48. Авторитарный стиль педагогического руководства – это:
a) единичное руководство, пресечение всякой инициативы;
b) сотрудничество учителя и учащихся;
c) оценивание фактов, а не личностей, группа принимает участие в обсуждении заданий и ходе работы;
d) дело обрекается на самотёк, каждый делает то, что хочет;
e) в зависимости от настроения и ситуации применяются различные методы руководства;
49. Менеджмент педагогический:
a) комплекс принципов, методов организационных форм и технологических приёмов управления учебно-воспитательным процессом, направленный на повышение его эффективности;
b) совокупность двухстороннего взаимодействия учителя и учеников на основе рыночных законов;
c) процесс определения ценообразования, планирования, продвижения и реализации;
d) введение в целостный педагогический процесс законов и приёмов рыночных условий;
e) центральная фигура организации целостного учебно-воспитательного процесса, эффективно функционирующего воспитательного коллектива;
50. Педагогический менеджмент – это:
a) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности;
b) мироощущение и мировосприятие личности;
c) склад ума, развитие мышления;
d) совокупность представлений о природе наследственности;
e) отслеживание хода и результатов учебно-воспитательного процесса;
51. На основе какого плана учитель составляет поурочный (оперативный) план?
a) тематический;
b) годовой;
c) перспективный;
d) учебный;
e) четвертной;
52. Научная система взглядов о том, чему учить и как учить – это:
a) дидактика;
b) преподавание;
c) учение;
d) развитие;
e) воспитание;
53. Основной вид деятельности учащихся, без которой невозможно обеспечить обучение – это:
a) учебно-познавательная;
b) игровая деятельность;
c) физкультурно-спортивная;
d) трудовая;
e) общественно-полезная деятельность;
54. Методологической основой современной теории обучения является:
a) материалистическая теория познания;
b) теория личности;
c) законы развития природы;
d) законы развития общества;
e) принцип природосообразности;
55. Какие из перечисленных форм не относятся к формам организации учебных занятий?
a) классный час;
b) домашняя самостоятельная работа;
c) практические и лабораторные работы;
d) экскурсии;
e) работа в учебных мастерских;
56. Дидактика – это:
a) общая теория обучения и образования;
b) основные методы обучения;
c) закономерности познавательного процесса;
d) принципы обучения;
e) структура процесса общения;
57. Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями – это:
a) дидактические принципы;
b) закономерности обучения;
c) дидактические категории;
d) дидактические понятия;
e) дидактические определения;
58. Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнил учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их»?
a) сознательности и активности;
b) прочности;
c) наглядности;
d) систематичности и последовательности;
e) научности;
59. Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами»?
a) наглядности;
b) систематичности и последовательности;
c) научности;
d) прочности;
e) сознательности и активности;
60. Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний, разделяйте содержание учебного материала на логически завершённые части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся»?
a) систематичности и последовательности;
b) прочности;
c) наглядности;
d) научности;
e) сознательности и активности;
61. При определении современной «педагогики как науки о воспитании человека», понятие «воспитание» употребляется здесь:
a) в широком смысле, включая образование, обучении и воспитание человека на протяжении всей его жизни;
b) в узком смысле, включая лишь вопросы образования и обучения человека;
c) в широком смысле, включая образование, обучение и воспитание только лишь подрастающего поколения;
d) в узком смысле, включая лишь вопросы воспитания личностных качеств человека;
e) в узком смысле, включая лишь вопросы образования-самообразования и обучения-самообучения человека;
62. Какой термин в настоящее время объясняет расширение пределов и смысла понятия «воспитание»?
a) антропогогика;
b) педагогика;
c) теория воспитания;
d) этнопедагогика;
e) сравнительная педагогика;
63. Многовековой практический опыт воспитания, закреплённый в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике, философские, педагогические и психологические труды, текущая мировая и отечественная практика воспитания, данные специально организованных педагогических исследований и т.п. составляют:
a) источники развития педагогики;
b) методы научно-педагогического исследования;
c) методы воспитания и обучения;
d) методы изучения, обобщения и распространения педагогического опыта;
e) теорию и практику педагогической науки;
64. Первые педагогические обобщения были сделаны и аккумулированы в такой науке, как:
a) философия;
b) медицина;
c) психология;
d) педагогика;
e) астрономия;
65. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
a) познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знаниями теории учебно-воспитательного процесса;
b) изучение воспитания как фактора духовно-нравственного развития подрастающего поколения;
c) изучение и воспитания как фактора нравственного формирования и развития подрастающего поколения, его приобщение к труду;
d) направленное изучение проблем образования и обучения людей в современном мире;
e) исследование человеческой природы;
66. Кто из учёных обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребёнком, но и «зоне его ближайшего развития»?
a) Л. С. Выготский;
b) В.В. Давыдов;
c) И.П. Подласый;
d) В.Ф. Шаталов;
e) Ш. Амонашвили;
67. Почему в педагогике используется несколько дефиниций (определений) понятия воспитание?
a) воспитание – понятие настолько широкое и общее, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком, собственно, воспитании идёт речь;
b) множество дефиниций придаёт педагогике статус развитой теоретической науки;
c) наличие дефиниций позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного термина в бытовой речи;
d) множество дефиниций не придаёт педагогике статус развитой теоретической науки, но указывает на наличие противоречий в её исследованиях;
e) бытовое употребление понятия «воспитание» не точно передаёт смысл последнего и не может быть использовано для построения научной теории;
68. Определите, в какую группу включены разделы наук, составляющие систему педагогических наук:
a) общая педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов, специальная педагогика, история педагогики;
b) педагогика дошкольных учреждений, социология, педагогика школы, философия, психология, педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического образования;
c) общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, школьная гигиена, анатомия, школоведение, история школы;
d) дидактика, психология, история, философия, школоведение, теория воспитания, математика, школьная гигиена, сравнительная педагогика;
e) философия, этика, история, физиология, анатомия, гигиена, математика, педагогика, возрастная и педагогическая психология;
69. Наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических, эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации – это:
a) этнопедагогика;
b) народная педагогика;
c) народная психология;
d) народная этика;
e) народная философия;
70. Что изучает олигофренопедагогика?
a) воспитание умственно отсталых детей;
b) воспитание слепых детей;
c) воспитание детей с нарушением слуха;
d) воспитание талантливых детей;
e) воспитание нормальных детей;
71. Какая педагогическая дисциплина изучает тенденции и закономерности развития воспитания и систем образования в различных странах?
a) сравнительная педагогика;
b) школоведение;
c) история педагогики;
d) педагогика высшей школы;
e) дидактика;
72. Методологической основой педагогики является:
a) диалектико-материалистическое учение о формировании и развитии личности;
b) теория личности и коллектива;
c) идеалистическая философия;
d) закономерности и принципы воспитания;
e) теория об эволюционном развитии, учение о первой и второй сигнальных системах;
73. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела. Какие?
a) общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение;
b) дошкольная педагогика, дидактика, педагогика взрослых, теория воспитания;
c) философия, психология, педагогика, социология;
d) дошкольная педагогика, педагогика младшего, среднего и старшего школьного возраста;
e) дошкольная педагогика, школьная педагогика, семейная педагогика, социальная педагогика;
74. Определённую группу педагогических наук, исследующих закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений составляют:
a) частные или предметные методики;
b) положения теории воспитания;
c) общие основы педагогик;
d) положения педагогики труда;
e) дошкольная и школьная дидактики;
75. Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Какие науки составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития его высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств и т.д.:
a) анатомия и физиология;
b) теория воспитания и дидактика;
c) школьная гигиена;
d) философия и физиология;
e) социология и психология;
76. Какая наука помогает педагогике на основе знаний закономерностей развития психики человека, планировать и определять эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека:
a) психология;
b) социология;
c) физиология;
d) возрастная физиология;
e) сравнительная педагогика;
77. Двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на созидательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение, закрепление навыков самообразования – это:
a) обучение;
b) общение учителя с учениками;
c) организация самостоятельной учебной работы учеников;
d) процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни;
e) самообразование;
78. Процесс и результат овладения обучаемым определённым объёмом систематизированных знаний, умений и навыков, способов мышления – это:
a) образование;
b) деятельность учащегося;
c) воспитание;
d) перевоспитание;
e) деятельность учителя;
79. Системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических размышлений – это:
a) главный критерий образованности;
b) главный критерий воспитанности;
c) главный критерий нравственной воспитанности;
d) главный критерий развития личности;
e) главный критерий обученности;
80. Все виды и типы образовательных учреждений, которые создаются и функционируют в республике для передачи и приёма опыта поколений согласно определённым целям, программам, структурам, с помощью специально подготовленных педагогических кадров составляют:
a) систему образования;
b) систему воспитания;
c) систему обучения;
d) технологию обучения;
e) технологию образования;
81. Личность определяется мерой:
a) присвоения ею общественного опыта и мерой её отдачи обществу;
b) включения человека в процесс воспитания и перевоспитания;
c) включения человека в учебно-воспитательный процесс;
d) присвоения ею общественного опыта;
e) общения человека в условиях целостного педагогического процесса;
82. Непременное условие развития способностей детей и дарований человека, достижения им успеха – это:
a) активность самой личности;
b) совместная деятельность школы, семьи;
c) деятельность педагога;
d) деятельность родителей;
e) активность педагогов и родителей;
83. Какие из нижеследующих утверждений раскрывают признаки гуманного воспитания:
a) уважение прав и свобод личности, уважение к позиции воспитанника, ненасильственное формирование требуемых качеств;
b) уважение прав и свобод личности, обязательное формирование личностных качеств, которые для отдельных людей могут противоречить их убеждениям (религиозным, гуманитарным и др.);
c) отказ от централизованного школьного воспитания, воспитание дома, в семье;
d) вседозволенность, поощрение, неиспользование наказаний, полная свобода действий воспитанника;
e) попустительство в воспитании;
84. Определите, какие из нижеследующих утверждений составляют требования личностного подхода в воспитании:
a) личностный подход обязывает воспитателей исходить из учёта направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опирается на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;
b) личностный подход предполагает участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания;
c) личностный подход указывает на необходимость учёта возрастных особенностей в воспитании;
d) личностный подход требует учёта индивидуальных особенностей воспитанников;
e) личностный подход нацеливает воспитателя на изучение личности воспитанника и организацию воспитательного процесса на основе интересов и пожеланий воспитанников;
85. Сущность транслирующей функции образования как средства формирования национального самообразования, реализации культурно-языковых интересов общества состоит в:
a) обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ;
b) формировании и развитии национального самосознания;
c) выявление национально-культурных потребностей человека, этнических групп;
d) обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур;
e) обеспечении интеграции личности в системы мировой и национальной культуры;
86. Образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путём приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры, называют:
a) этнокультурное образование;
b) этнокультурное самообразование;
c) этнопедагогическое образование;
d) этносоциальное образование;
e) этнопедагогическая подготовка;
87. Под поликультурной личностью понимается:
a) индивид, ориентированный через культуру своего народа к восприятию культурного наследия других;
b) индивид, ориентированный на изучение культуры народов, живущих от него в непосредственной близости;
c) индивид, ориентированный на изучение культуры других народов;
d) индивид, ориентированный на всесторонне изучение культуры своего народа;
e) индивид, ориентированный на изучение языка и литературного наследия своего народа;
88. Сознательная и планомерная работа педагога над собой, направленная на формирование и развитие таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития, называется:
a) самовоспитанием;
b) самоусовершенствованием;
c) саморазвитием;
d) самоуправлением;
e) самодеятельностью;
89. Самовоспитание личности – это:
a) осознанная и целеустремлённая работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и норм поведения;
b) целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством педагога;
c) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие личности;
d) систематическая работа человека, связанная только с поиском и усвоение знаний в интересующей области;
e) самоконтроль, самостоятельная работа с книгой;
90. Стиль работы учителя, в основе которого непосредственное воздействие учителя, беспрекословное подчинение его воле, указаниям, распоряжениям:
a) авторитарный;
b) принудительный;
c) либеральный;
d) требовательный;
e) демократический;
91. Стиль деятельности, основанный на содружестве участников педагогического процесса, получил название:
a) педагогика сотрудничества;
b) коммунарская методика;
c) авторитарное руководство;
d) самоуправление;
e) либеральное руководство;
92. Назовите компоненты педагогического мастерства:
a) гуманистическая направленность, профессиональные знания, педагогические качества, педагогическая техника;
b) профессиональные знания, аутотренинг, релаксация;
c) конструктивные качества, педагогическая этика и такт;
d) педагогическая техника, педагогические качества, креативные качества;
e) гуманистическая направленность, коммуникативность, динамизм;
93. Понятие субъекта, объединяющего в себе биологические и социальные свойства и качества – это:
a) человек;
b) индивид;
c) индивидуальность;
d) субъект деятельности;
e) личность;
94. Понятие субъекта, объединяющего в себе социальные качества (речь, сознание, привычки и др.) и свойства – это:
a) личность;
b) человек;
c) индивид;
d) индивидуальность;
e) объект деятельности;
95. «Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, школа, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка и др.) с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни» - так определяют понятие воспитание:
a) в узком социальном смысле;
b) в педагогическом значении;
c) в широком социальном смысле;
d) в психологическом смысле;
e) в его политическом значении;
96. Основные факторы, влияющие на формирование и развитие личности:
a) воспитание, среда, наследственность;
b) общение, самовоспитание, деятельность;
c) объект и субъект воспитания;
d) активность личности, акселерация;
e) объект и самовоспитание;
97. Какой из перечисленных ниже факторов, оказывающих влияние на развитие и формирование личности, не относится к разряду внешних факторов:
a) наследственность;
b) деятельность;
c) уровень общественного развития;
d) воспитание;
e) общение;
98. Взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, а также в его познавательной и творческой деятельности – это:
a) развитие;
b) саморазвитие;
c) становление;
d) формирование;
e) совершенствование;
99. Какие качества передаются от родителей детям:
a) тип нервной системы, темперамент, задатки, служащие основой развития индивидуальных способностей человека;
b) черты характера, особенности интеллектуальной деятельность, условные рефлексы, талант, эмоциональный опыт;
c) социальный опыт, эмоциональная, интеллектуальная культура;
d) нравственные качества, эстетические вкусы, особенности интеллектуальной деятельности, правовая культура, трудовая направленность, опыт эмоциональной и творческой деятельности;
e) жестокость, алчность, агрессивность, склонность к правонарушениям;
100. Вставьте пропущенное слово в следующее утверждение: «Чтобы стать … , человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием»:
a) личностью;
b) руководителем;
c) учителем;
d) учёным;
e) объектом;
101.В развитии личности универсальный характер имеют противоречия между:
a) потребностями и возможностями личности;
b) личностью воспитателя и родителями;
c) личностью воспитателя и воспитанника;
d) количественными и качественными изменениями в личности;
e) Е. внутренними и внешними факторами развития личности;
102. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется:
a) среда;
b) наследственность;
c) воспитание;
d) семья;
e) улица;
103. Такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов, др., - составляют понятие …
a) социальная среда;
b) наследственность;
c) ближайшая среда;
d) воспитание;
e) общество;
104. Такие составляющие, как семья, родственники, друзья – определяют понятие:
a) ближайшая среда;
b) воспитание;
c) социальная среда;
d) наследственность;
e) отдалённое окружение;
105. Какие стадии проходит в своём становлении человек?
a) биологическую, социальную;
b) физическую, эстетическую;
c) качественную, количественную;
d) физическую, психическую;
e) возрастную, нравственную;
106. Результаты процесса воспитания отражают достигнутый личностью или коллективом:
a) уровень воспитанности;
b) кругозор;
c) показатель качества воспитания;
d) стадии развития коллектива и личности;
e) качество личности;
107. Для какой возрастной группы детей «ведущей деятельность» является учебная:
a) с 6 до 10 лет;
b) с 15 до 18 лет;
c) с 3 до 6 лет;
d) с 11 до 15 лет;
e) до 3-х лет;
108. Ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте называют:
a) акселерация;
b) самовоспитание;
c) воспитание;
d) самосовершенствование;
e) формирование;
109. Характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества называются:
a) возрастные особенности;
b) акселерация;
c) периодизация возрастного развития;
d) индивидуальные особенности;
e) личностные особенности;
110. У педагогов акселерация ассоциируется:
a) с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализации личности;
b) с ускоренным созреванием организма, развитием психических функций;
c) с ускоренными темпами физического развития, физиологического созревания организма;
d) с ускоренным развитием психических функций;
e) с равномерным характером течения процессов физиологического созревания организма и социализацией личности;
111. Основу педагогической периодизации возрастного развития составляют:
a) стадии физического и психического развития, а также условия, в которых протекает воспитание;
b) стадии физического и психического развития, без учёта условий, в которых протекает воспитание;
c) стадии эмоционального и творческого развития, а также условия, в которых проживает воспитанник;
d) только условия, в которых протекает воспитание;
e) стадии эмоционального и творческого развития, без учёта условий, в которых проживает воспитанник;
112. В педагогической классификации возрастной период от 1 до 3 лет называется:
a) преддошкольный возраст;
b) младенчество;
c) дошкольный возраст;
d) младший школьный возраст;
e) средний дошкольный возраст;
113. В педагогической классификации возрастной период от 3 до 4 лет называется:
a) младший дошкольный возраст;
b) средний дошкольный возраст;
c) преддошкольный возраст;
d) младенчество;
e) старший дошкольный возраст;
114. В педагогической классификации возрастной период от 4 до 5 лет называется:
a) средний дошкольный возраст;
b) преддошкольный возраст;
c) младенчество;
d) старший дошкольный возраст;
e) младший школьный возраст;
115. В педагогической классификации возрастной период от 5 до 6 лет называется:
a) старший дошкольный возраст;
b) преддошкольный возраст;
c) младенчество;
d) младший школьный возраст;
e) средний дошкольный возраст;
116. В педагогической классификации возрастной период с 6 до 10лет называется:
a) младший школьный возраст;
b) дошкольный возраст;
c) предшкольный возраст;
d) старший школьный возраст;
e) средний школьный возраст;
117. В педагогической классификации возрастной период с 10 до 15 лет называется:
a) средний школьный возраст;
b) старший школьный возраст;.
c) младший школьный возраст;
d) дошкольный возраст;
e) юношеский период;
118. В педагогической классификации возрастной период от15 до 18 лет называется:
a) старший школьный возраст;
b) младший школьный возраст;
c) дошкольный возраст;
d) юношеский период;
e) средний школьный возраст;
119. Почему в 5-6 классах успеваемость и дисциплинированность школьников снижается?
a) ученик внутренне не подготовлен к изменению условий учения, новым требованиям;
b) родители уделяют меньше внимания воспитанию учеников, чем учителя начальных классов;
c) учителя и классные руководители уделяют меньше внимания воспитанию учеников, чем учителя начальных классов;
d) начальная школа не даёт достаточного развития, необходимого для обучения в 5-м классе;
e) детям надоело учится, родители не уделяют достаточного внимания воспитанию детей;
120. Правильно ли при комплектовании 10-х классов учитывать реальную готовность школьников к продолжению образования по избранному профилю?
a) правильно, так как комплектование 10 класса учениками одинакового уровня подготовки и направленности интересов обеспечивает возможность существенно повысить качество образования;
b) неправильно, так как нельзя одни классы комплектовать только сильными учениками, а другие – слабыми; в каждом классе должны быть и сильные и слабые ученики;
c) правильно, так как подобная дифференциация обучения приводит к возникновению элитарных школ, классов;
d) неправильно, так как все выпускники 9 класса имеют одинаковую степень готовности к продолжению образования в 10-11 классах и их можно распределить в любой без исключения класс;
e) неправильно, так как подобная дифференциация приводит к появлению элитарных школ, классов, что противоречит принципам социальной справедливости;
121. Пути, способы познания объективной реальности называют:
a) методами исследования;
b) методами формирования;
c) методами воспитания;
d) методами обучения;
e) методами развития;
122. Специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях называют:
a) научное наблюдение;
b) тестирование;
c) естественный эксперимент;
d) лабораторный эксперимент;
e) анкетирование;
123. В каких случаях, из приведённых ниже, наблюдение выполняет функции метода научного исследования?
a) педагог ведёт наблюдение за развитие школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ;
b) учитель наблюдает чтобы ученики не списывали друг у друга при выполнении контрольной работы;
c) дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой;
d) классный руководитель следит, чтобы дети приходили опрятными в школу;
e) на экскурсии учитель биологии наблюдает вместе с учащимися за поведением муравьёв;
124. Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях называют:
a) педагогический эксперимент;
b) тест;
c) опыт;
d) наблюдение;
e) формирование;
125. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают такие его виды, как:
a) констатирующий, противоречивый, формирующий;
b) параллельный, перекрёстный, последовательный;
c) естественный, лабораторный, внелабораторный;
d) научный и ненаучный;
e) научный и житейский;
126. О каком виде эксперимента идёт речь: он представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса, его выбирают в том случае, когда есть основания полагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий:
a) естественный эксперимент;
b) лабораторный эксперимент;
c) проверочный эксперимент;
d) контрольный эксперимент;
e) формирующий эксперимент;
127. Какой метод исследования основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей:
a) метод изучения и обобщения передового педагогического опыта;
b) метод теоретического анализа педагогических идей;
c) социологический метод исследования;
d) метод изучения школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
e) метод исследовательской беседы;
128. Метод наблюдения лучше всего следует использовать:
a) на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами;
b) как универсальный метод изучения личности воспитанника;
c) как универсальный метод изучения педагогической действительности;
d) на заключительном этапе исследования как самостоятельный метод;
e) как универсальный метод изучения деятельности воспитателя и воспитанников;
129. Разновидностью беседы как метода научно-педагогического исследования являются:
a) интервьюирование;
b) тестирование;
c) анкетирование;
d) рассказ;
e) описание;
130. Какой из перечисленных ниже методов научно-педагогического исследования не относится к группе эмпирических методов:
a) моделирование;
b) анкетирование;
c) эксперимент;
d) беседа;
e) наблюдение;
131. Развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых, называют:
a) педагогическим процессом;
b) процессом перевоспитания;
c) процессом обучения;
d) процессом образования;
e) процессом воспитания;
132. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет:
a) сущность педагогического процесса;
b) закономерности педагогического процесса;
c) проблему педагогического процесса;
d) перспективу педагогического процесса;
e) разновидность педагогического процесса;
133. В общем понятие педагогический процесс является тождественным термину:
a) учебно-воспитательный процесс;
b) процесс развития личности;
c) процесс воспитания;
d) процесс формирования личности;
e) процесс обучения;
134. Участники педагогического процесса – это:
a) учителя, родителя, учащиеся;
b) родительский комитет, администрация школы;
c) учащиеся, родители, администрация школы;
d) учителя, учащиеся, общественные организации;
e) родители, учителя, общественные организации;
135. Педагогический процесс как функционирующая система есть:
a) обмен деятельностью участников педагогического процесса;
b) раскрытие содержания воспитания и обучения;
c) систематическое использование разнообразных средств воспитания;
d) направленное применение методов и приёмов воспитания;
e) конкретизация основных задач воспитания;
136. Субъективные факторы воспитания составляют:
a) воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат;
b) развитие методов воспитания, наличие принципов воспитания;
c) уровень развития науки и техники, совершенствование производственных отношений;
d) улучшение материального положения детей, развитие демократии и гласности;
e) условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.);
137. Ни одно решение учителя об управлении ходом педагогического процесса не может быть эффективным, если:
a) в его основе нет точного знания о состоянии управляемого объекта;
b) оно не согласовано с администрацией школы;
c) не находит поддержки родителей;
d) осуществляется не на уроках;
e) рассчитано не на коллектив учащихся;
138. В чём выражается комплексность воспитательного процесса?
a) в единстве цели, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостности формирования личности;
b) в диалектичности процесса воспитания;
c) в отдалённости процесса воспитания от момента непосредственного воспитательного воздействия;
d) в динамичности, подвижности и изменчивости процесса воспитания;
e) в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием всю сложность процесса воспитания;
139. Построение системного представления о педагогическом процессе связано со знанием:
a) основных закономерностей педагогического процесса;
b) методов сбора информации;
c) переменных педагогического процесса;
d) элементов деятельности участников педагогического процесса;
e) моделирования положительного опыта работы школы;
140. Какая из закономерностей педагогического процесса отражает его социально обусловленный характер?
a) обусловленность педагогического процесса социально-экономическим потребностям общества;
b) зависимость эффективности педагогического процесса от соответствия возрастным особенностям и уровню развития коллектива учащихся, его отдельных членов;
c) в педагогическом процессе школы с возрастом растёт усилие влияния коллектива на личность;
d) тщательно организованное взаимодействие учащихся есть условие повышения эффективности педагогического процесса;
e) педагогический процесс не одномерен, но длителен по времени функционирования;
141. Какая из закономерностей педагогического процесса ориентирует на особенности его организации и управления:
a) зависимость эффективности педагогического процесса от соответствия возрастным особенностям и уровню развития коллектива учащихся, его отдельных членов;
b) обусловленность педагогического процесса социально-экономическими потребностями общества;
c) определённая целенаправленность педагогического процесса;
d) компоненты педагогического процесса не равнозначны по отношению друг к другу, и существует их определённая соподчинённость;
e) педагогический процесс не одномоментен, но длителен по времени функционирования;
142. Какая из закономерностей педагогического процесса определяет специфику педагогического процесса:
a) педагогический процесс не одномоментен, но длителен по времени функционирования;
b) тщательно организованное взаимодействие учащихся есть условие повышения эффективности педагогического процесса;
c) в педагогическом процессе школы с возрастом растёт усилие влияния коллектива на личность;
d) зависимость эффективности педагогического процесса от соответствия возрастным особенностям и уровню развития коллектива учащихся, его отдельных членов;
e) обусловленность педагогического процесса социально-экономическим потребностям общества;
143. Педагогический процесс обусловлен:
a) социально-экономическими потребностями общества;
b) взаимоотношениями школы, семьи и общественных организаций в процессе воспитания;
c) взаимоотношениями школы и семьи в процессе воспитания;
d) знаниями и умениями учителя и воспитателя;
e) материально-технической базой школы;
144. Педагогический процесс имеет:
a) определённую целенаправленность;
b) не определённую цель деятельности;
c) методологическую помощь;
d) материальную и спонсорскую поддержку;
e) материально-техническое обоснование;
145. На основе какого плана учитель составляет поурочный (оперативный) план:
a) тематический;
b) годовой;
c) перспективный;
d) учебный;
e) четвертной;
146.Научная система взглядов о том, чему учить и как учить – это …
a) дидактика;
b) преподавание;
c) учение;
d) развитие;
e) воспитание;
147. Основной вид деятельности учащихся, без которой невозможно обеспечить обучение – это …
a) учебно-познавательная деятельность;
b) физкультурно-спортивная деятельность;
c) игровая деятельность;
d) трудовая деятельность;
e) общественно-полезная деятельность;
148. Методологической основой современной теории обучения является:
a) материалистическая теория познания;
b) теория личности;
c) законы развития природы;
d) законы развития общества;
e) принцип природосообразности;
149. Какие из перечисленных форм не относятся к формам организации учебных занятий?
a) классный час;
b) домашняя самостоятельная работа;
c) практические и лабораторные работы;
d) экскурсии;
e) работа в учебных мастерских;
150. Дидактика – это …
a) общая теория обучения и образования;
b) закономерности познавательного процесса;
c) основные методы обучения;
d) принципы обучения;
e) структура процесса обучения;
151.Основные положения определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями – это …
a) дидактические принципы;
b) дидактические категории;
c) дидактические понятия;
d) закономерности обучения;
e) дидактические определения;
152. Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнил ученых действий, предварительно и глубоко не осознав их»?
a) сознательности и активности;
b) наглядности;
c) систематичности и последовательности;
d) научности;
e) прочности;
153. Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «обучая и воспитывая, не забывайте, что понятие и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами»?
a) наглядности;
b) научности;
c) прочности;
d) сознательности и активности;
e) систематичности и последовательности;
154.Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний, разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся»?
a) систематичности и последовательности;
b) наглядности;
c) научности;
d) прочности;
e) сознательности и активности;
155.Какому принципу обучения соответствует такое правило дидактики как «приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике, используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения»?
a) связи теории с практикой;
b) наглядности;
c) научности;
d) прочности;
e) доступности;
156. Что является предметом дидактики?
a) процесс обучения и его закономерности;
b) воспитание и образование;
c) педагогическое мастерство;
d) принципы обучения
e) непрерывное образование;
157. Основная организационная форма обучения в школе:
a) урок;
b) практическое занятие;
c) беседа, рассказ, иллюстрация;
d) лекции;
e) лабораторное занятие;
158. Какими документами определяется содержание образования в школе?
a) учебные планы, учебные программы, учебники;
b) книги, программы, карты;
c) педагогическая литература;
d) газеты и журналы;
e) графики, таблицы, учебники;
159. Научная система взглядов о том, чему учить и как учить – это …
a) дидактика;
b) преподавание;
c) учение;
d) развитие;
e) воспитание;
160.Воспитание является:
a) все ответы верны;
b) многофакторный процесс;
c) длительный процесс;
d) непрерывный процесс;
e) комплексный процесс;
161. Результаты процесса воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как в обучении, и поэтому воспитание процесс:
a) длительный;
b) непрерывный;
c) систематичный;
d) последовательный;
e) научный;
162. Цели, задачи, содержание формы и методы воспитательного процесса едины и подчинены идеи целостности формирования личности - формирование личностных качеств происходит не поочередно, а
a) комплексно;
b) непрерывно;
c) систематично;
d) последовательно;
e) прочно;
163. Система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями воспитания:
a) содержание воспитания;
b) формы воспитания;
c) методы воспитания;
d) цель воспитания;
e) средства воспитания;
164. Главной целью воспитания являются:
a) формирование всесторонней и гармонично развитой личности;
b) воспитание гражданина;
c) подготовка квалифицированного рабочего;
d) воспитание работника;
e) формирование личности;
165. Способность осознавать себя творцом собственной жизни, умение определить цели, планы, принимать решения и нести ответственность за свои поступки характеризуют:
a) культуру жизненного самоопределения;
b) экономическую культуру;
c) эстетическую культуру;
d) физическую культуру;
e) культуру общения;
166. Традиционный подход к раскрытию содержания воспитания выделяет его такие направления: