Ценовая дискриминация как экономическое явление.

Продолжать бизнес с осторожностью могут фирмы, у которых особых перспектив нет. Обычно они занимают промежуточные позиции в средних по привлекательности отраслях. Поскольку рост рынка и снижение отраслевой нормы прибыли происходят медленно, возможно применять стратегию последовательного инвестирования небольшими порциями в надежде на быструю отдачу.

6. Частично свертывать бизнес и постепенно переводить активы в другие сферы рекомендуется в том случае, если никаких сильных сторон и возможностей у фирмы нет. Это имеет место тогда, когда рынок непривлекателен, норма прибыли низка, имеются излишние производственные мощности.

7. Удвоить объем производства или свернуть бизнес может корпорация со слабым положением в привлекательной отрасли. При благоприятной ситуации возможна атака по всему фронту (но она требует значительных средств). В противном случае нужно уходить из бизнеса.

8. Продолжить бизнес с осторожностью или свертывать производство целесообразно компаниям, имеющим слабое положение в умеренно привлекательной отрасли. Здесь новые инвестиции не делаются, а не приносящие прибыли объекты постепенно ликвидируются.

9. Свертывать бизнес и избавляться от предприятий, которые приносят убытки, необходимо при слабом положении в непривлекательной отрасли.

В целом при ориентации на поток наличности оптимальной считается стратегия инвестирования прибыли, создаваемой в сфере генератора денежной наличности и получаемой в результате частичного свертывания бизнеса, в сферы удвоения объема производства и усиления конкурентных преимуществ

Корпоративные портфельные стратегии.Выделяют следующие виды корпоративных портфельных стратегий.

1. Стратегия связанной диверсификации (характерна для концернов). Предполагает овладение новыми сферами бизнеса в родственных сферах посредством приобретения фирм, создания их с нуля, образования совместных предприятий в связанных между собой сферах бизнеса. В результате возникают синергетические эффекты в виде снижения издержек производства за счет использования существующей торговой марки для продвижения нового товара, объединения каналов сбыта и пр.

2. Стратегия несвязанной диверсификации используется конгломератами и состоит в скупке пакетов акций непрофильных предприятий с целью снижения финансового риска.

3. Стратегия ликвидации означает продажу предприятий в целом или по частям - банкротство.

Предприятия, входящие в фирму, могут неудовлетворительно работать; быть несовместимыми между собой; бесперспективными; плохо координируемыми и пр. Поэтому иногда возникает необходимость от них избавляться. Это делается двумя способами:

· во-первых, выходом из бизнеса в финансовом и административном плане, сохранив только контроль на основе владения частью акций;

· во-вторых, полностью ликвидировав и передав все тем, для кого это будет удачное приобретение и кто поэтому заплатит наивысшую цену.

В безвыходной ситуации ранняя ликвидация предпочтительнее банкротства, ибо продолжение работы требует больших средств и ухудшает имидж.

Обычно избавляются от небольших или непрофильных предприятий.

При реализации подобной стратегии необходимо учитывать, что стоимость рас­продаваемых по частям активов обычно меньше стоимости организации в целом из-за невозможности учесть нематериальную составляющую.

4. Стратегия изменения курса осуществляется при неудовлетворительном состоянии портфеля.

Ее направлениями являются:

· восстановление прибыльности работы на убыточных предприятиях;

· обеспечение повсеместно режима экономии;

· «сбор урожая» в непривлекательных сферах деятельности и вхождение в привлекательные;

· смена команды высших менеджеров;

· проведение мероприятий по повышению эффективности бизнеса во всех сферах.

5. Стратегия реструктуризации портфеля используется, если основные направления деятельности фирмы бесперспективны, необходимо вторжение в другие отрасли, изменяются подходы к ведению бизнеса, появляются новые технологии и продукты; есть возможность крупной выгодной покупки и продажи активов.

Стратегия требует радикального пересмотра состава и структуры портфеля. Такая необходимость возникает вследствие наличия значительного числа убыточных и неперспективных предприятий, появления новых технологий и продуктов, возможности выгодных приобретений, необходимости улучшить долгосрочные показатели.

Реструктуризация предполагает приобретение фирмой новых и избавление от старых предприятий (прежде всего тех, которые больше не соответствуют ее интересам, новым критериям диверсификации). Часто это сопровождается отказом от конгломератного подхода к ней (ибо конгломераты могут иметь более низкую норму прибыли по сравнению с концерном).

Если необходимо усилить концентрацию средств на избранных направлениях, стратегия ставит во главу угла сокращение масштабов диверсификации и уменьшение числа предприятий.

6. Стратегия восстановления прибыльности одного или нескольких предприятий, входящих в состав компании, убыточность которых была вызвана диспропорциональностью портфеля, сложной экономической ситуацией и пр.

Стратегия делает акцент на возрождении этих подразделений с целью оздоровления фирмы. Она приемлема, если причины неудач носят кратковременный характер, избавление от данных структур нецелесообразно.

7. Стратегия международной диверсификации предполагает вторжение на множество национальных рынков. Широкое распространение этот процесс получил в 1980-е гг., когда стало ясно, что диверсифицированные международные компании имеют преимущество по сравнению с недиверсифицированными, так как могут захватить большие доли рынка, проводить ценовую конкуренцию, покрывая убытки одних сфер за счет прибыли других.

 

В рамках курса теории отраслевых рынков обычно рассматриваются важнейшие аспекты ценовой политики фирмы, характерные именно для отраслевых рынков – ценовая дискриминация, тарифная политика, возможности вмешательства государства в ценовые отношения на рынке.

Ценовой дискриминацией покупателей называют установление продавцом разных цен на разные единицы одной и той же продукции.

Различия в ценах могут носить как дискриминационный, так и недискриминационный характер. Не всякое различие цен является дискриминационным, а единая цена не всегда свидетельствует об отсутствии ценовой дискриминации.

Например, цены, учитывающие различия в транспортных расходах для потребителей, расположенных на различных расстояниях от поставщика не являются дискриминационными.

В случае дискриминационного ценообразования отличия в ценах основаны не на различиях в затратах, а на особенностях покупателей, особенностях формы и способа покупки и возможностей фирмы влиять на процесс ценообразования.

Осуществление ценовой дискриминации продавцами возможно не всегда. В качестве основных необходимых условий для осуществления ценовой дискриминации можно назвать следующие:

1) продавец должен обладать монопольной властью, только тогда он сможет устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных покупателей;

2) должна быть исключена возможность прибыльной перепродажи (арбитража) продаваемой продукции покупателями, заплатившими за нее низкую цену, другим покупателям;

3) спрос не должен быть однороден, то есть на рынке должны иметься покупатели с разными предпочтениями относительной данной продукции и разным уровнем дохода. Как правило, данное условие формулируется в виде различий в прямой эластичности спроса по цене у разных покупателей.

Исходя из приведенных необходимых условий, наиболее подходящими для осуществления ценовой дискриминации покупателей являются услуги, так как их, как правило, невозможно перепродать. Однако и при торговле товарами ценовая дискриминация встречается достаточно часто и проявляется, как правило, в виде пространственной ценовой дискриминации или предоставлении различного рода скидок.

Социально-экономические последствия ценовой дискриминации неоднозначны. С одной стороны, наблюдаются элементы социальной несправедливости - товар или услуга достается одним покупателям по большей, а другим по меньшей цене. С друго стороны, ценовая дискриминация является выгодной для продавцов, так как позволяет в большей степени изымать потребительские излишки, чем в случае назначения единой цены. В то же самое время ценовая дискриминация может быть выгодна и покупателям, так как она позволяет низкодоходным группам потенциальных покупателей получить возможность приобретения продукции по устраивающей их цене, в то время как они никогда не пошли бы на покупку этой продукции, если бы продавец назначил единую более высокую цену.

Дискриминационное ценообразование может быть охарактеризовано с различных сторон, что дает возможность говорить о различных видах его классификации. В специальной литературе приводятся классификации дискриминационного ценообразования с точки зрения практики продаж и в зависимости от объема продаж и личности покупателя.