Управление ценовыми рисками
Содержание управления ценовыми рисками составляют следующие функции:
1.предотвращение возможности возникновения ценовых рисков;
2.приспособление к возможности возникновения ценового риска;
3.оптимизация или снижение степени негативного влияния цінового риска.
Предотвращение возможности возникновения ценовых рисков. Предусматривает отказ от действий или внедрения мероприятий по нейтрализации виникнення эффектов, которые могут сопровождаться ценовым риском и вызвать потерю прибыли.
Для предотвращения ценовых рисков могут быть использованы следующие мероприятия:
— повышение качества товаров;
— увеличение в объеме реализации удельного веса товаров с нееластичним спросом;
— повышение эффективности маркетинговой коммуникативной политики;
— ориентация на целевые сегменты с низким уровнем конкуренции.
Приспособление к возможности возникновения ценового риска. Предусматривает проведение мероприятий по приспособлению и нейтрализации негативного влияния ценовых рисков на деятельность продавца (табл.7.4).
Мероприятия по приспособлению и нейтрализации негативного влияния
ценовых рисков
Вид ценового риска | Мероприятие |
Повышение закупочных цен | Тщательный выбор поставщиков. Прогнозирование изменения цен поставщиками. Своевременные корректировки цен. |
Вероятность встановлення конкурентами цен ниже рыночных | Мониторинг цен конкурентов. Выявление сильных и слабых сторон в ценовой политике конкурентов. Прогнозирование изменения цен конкурентами. |
Изменения в государственной регуляции цен | Мониторинг дополнений нормативных актов государственной регуляции ценообразования. Оценка степени их влияния на рынок. |
Вероятность введения новых налоговых и других платежей, которые включаются в цены | Оперативное реагирование на смены законодательства в сфере ценообразования. |
Снижение цен товаров на рынке | Прогнозирование изменения конъюнктуры рынка. Активизация маркетинговой комуникативной политики. Разработка мероприятий по снижению ценовой чувствительности покупателей. |
Повышение цен и тарифов на услуги других организаций | Прогнозирование изменения цен и тарифов. Проведение маркетинговых исследований контактних аудиторий. |
Оптимизация или снижение степени негативного влияния ценового риска. Предусматривает определение внутренних и внешних средств зниження степени ценового риска.
Внутренние средства снижения ценового риска предусматривают, что этим полностью занимается само предприятие.
К внутренним средствам снижения степени ценового риска относят:
— лимитация ценовых рисков;
— диверсификацию ценовых рисков;
— минимизацию ценовых рисков;
— внутреннее страхование ценовых рисков.
Лимитация ценовых рисков. Предусматривает установление наступної системы экономических нормативов лимитации ценовых рисков:
обязательное предыдущее заключение договоров с покупателями относительно объемов закупок и введения системы штрафов при ненвыполнении этого пункта договора;
определение минимального уровня торговой надбавки;
визначення максимального уровня скидок покупателям;
визначення нормативу товаров, на которые будут установлены скидки;
определение максимально возможного периода действия скидок; установление норматива товарного запаса на предприятии; установление максимального размера потребительского кредита, который предоставляется одному покупателю; определение предельного размера заємних средств.
Диверсификация ценовых рисков. Предусматривает снижение уровня концентрации рисков за счет следующих действий:
диверсификация поставщиков;
диверсификация целей ценовой политики;
диверсифікація товарного ассортимента;
диверсификация целевых сегментов рынка;
диверсификация уровня торговых надбавок;
диверсификация скидок.
Минимизация ценовых рисков. Предусматривает следующий набор действий на случай, когда рисков невозможно избежать полностью:
использование гибких цен в договорах с поставщиками; сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в договорах с поставщиками;
получение от покупателей гарантий при предоставлении потребительских кредитів;
продажа дорогих товаров при предоставлении потребительских кредитов на условиях финансового лизинга, который предусматривает, что товары стають собственностью покупателя лишь после полного расчета.
К формам внутреннего страхования ценовых рисков относят наступні:
обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет премий за риск, которые предусматривают получение от покупців дополнительного дохода от рискованных соглашений выше уровня, которые могут обеспечить безрисковые соглашения; обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за рахунок системы штрафных санкций, которые предусматривают включення в условия договоров необходимых уровней штрафов, пени, неустойок и других финансовых санкций в случае нарушения поставщиками обязательств. При этом уровень штрафных санкций должен компенсировать финансовые потери продавца от негативного влияния ценовых рисков;
обеспечение преодоления негативных финансовых последствий за счет направления части финансовых ресурсов в следующие фонды:
— резервный фонд (процент от прибыли);
— целевые резервные фонды (фонд будущей уценки товаров, фонд предоставления скидок покупателям и проч.).
Внешние средства снижения ценового риска предусматривают надання полной или частичной ответственности за это страховой компании. Предприятия используют внешнее страхование ценовых ризиків при следующих условиях:
— риск имеет системный характер, который усложняет его оптимизацию другими методами реагирования;
— продавец имеет достаточные финансовые ресурсы для внешнего страхования;
— использование внутренних средств снижения ценового риска не дает позитивные результаты;
— продавец не имеет квалифицированных кадров, которые способны розробляти мероприятия по оптимизации ценовых рисков.
К формам внешнего страхования ценовых рисков относят следующие:
страхование необратимых активов;
страхование грузов при транспортировке;
страхование инвестиций;
страхование прибыли;
страхование с помощью операции хеджирования.