Управление ценовыми рисками

Содержание управления ценовыми рисками составляют следующие функции:

1.предотвращение возможности возникновения ценовых рисков;

2.приспособление к возможности возникновения ценового риска;

3.оптимизация или снижение степени негативного влияния ціново­го риска.

Предотвращение возможности возникновения ценовых рисков. Предусматривает отказ от действий или внедрения мероприятий по нейтрализации виник­нення эффектов, которые могут сопровождаться ценовым риском и вызвать потерю прибыли.

Для предотвращения ценовых рисков могут быть использованы следующие мероприятия:

— повышение качества товаров;

— увеличение в объеме реализации удельного веса товаров с нееластичним спросом;

— повышение эффективности маркетинговой коммуникативной политики;

— ориентация на целевые сегменты с низким уровнем конкуренции.

Приспособление к возможности возникновения ценового риска. Предусматривает проведение мероприятий по приспособлению и нейтрализации не­гативного влияния ценовых рисков на деятельность продавца (табл.7.4).

Мероприятия по приспособлению и нейтрализации негативного влияния

ценовых рисков

 

Вид ценового риска   Мероприятие  
Повышение закупочных цен   Тщательный выбор поставщиков. Прогно­зирование изменения цен поставщиками. Своевременные корректировки цен.  
Вероятность встановлен­ня конкурентами цен ниже рыночных   Мониторинг цен конкурентов. Выявление сильных и слабых сторон в ценовой политике конкурентов. Прогнозирование изменения цен конкурентами.  
Изменения в государственной регуляции цен   Мониторинг дополнений нормативных актов государственной регуляции ценообразования. Оценка степени их влияния на рынок.  
Вероятность введения новых налоговых и других платежей, которые включаются в цены   Оперативное реагирование на смены законо­дательства в сфере ценообразования.  
Снижение цен товаров на рынке   Прогнозирование изменения конъюнктуры рынка. Активизация маркетинговой комуникатив­ной политики. Разработка мероприятий по снижению ценовой чувствительности покупателей.  
Повышение цен и тари­фов на услуги других организаций   Прогнозирование изменения цен и тарифов. Прове­дение маркетинговых исследований контак­тних аудиторий.  

 

Оптимизация или снижение степени негативного влияния ценового риска. Предусматривает определение внутренних и внешних средств зни­ження степени ценового риска.

Внутренние средства снижения ценового риска предусматривают, что этим полностью занимается само предприятие.

К внутренним средствам снижения степени ценового риска относят:

— лимитация ценовых рисков;

— диверсификацию ценовых рисков;

— минимизацию ценовых рисков;

— внутреннее страхование ценовых рисков.

Лимитация ценовых рисков. Предусматривает установление наступ­ної системы экономических нормативов лимитации ценовых рисков:

обязательное предыдущее заключение договоров с покупателями относительно объемов закупок и введения системы штрафов при ненвыполнении этого пункта договора;

определение минимального уровня торговой надбавки;
визначення максимального уровня скидок покупателям;
визначення нормативу товаров, на которые будут установлены скидки;

определение максимально возможного периода действия скидок; установление норматива товарного запаса на предприятии; установление максимального размера потребительского кредита, который предоставляется одному покупателю; определение предельного размера заємних средств.

Диверсификация ценовых рисков. Предусматривает снижение уровня кон­центрации рисков за счет следующих действий:

диверсификация поставщиков;

диверсификация целей ценовой политики;

диверсифікація товарного ассортимента;

диверсификация целевых сегментов рынка;

диверсификация уровня торговых надбавок;

диверсификация скидок.

Минимизация ценовых рисков. Предусматривает следующий набор действий на случай, когда рисков невозможно избежать полностью:

использование гибких цен в договорах с поставщиками; сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в договорах с поставщиками;

получение от покупателей гарантий при предоставлении потребительских кре­дитів;

продажа дорогих товаров при предоставлении потребительских кредитов на условиях финансового лизинга, который предусматривает, что товары ста­ють собственностью покупателя лишь после полного расчета.

К формам внутреннего страхования ценовых рисков относят на­ступні:

обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет премий за риск, которые предусматривают получение от по­купців дополнительного дохода от рискованных соглашений выше уровня, которые могут обеспечить безрисковые соглашения; обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за ра­хунок системы штрафных санкций, которые предусматривают вклю­чення в условия договоров необходимых уровней штрафов, пени, не­устойок и других финансовых санкций в случае нарушения поставщиками обязательств. При этом уровень штрафных санкций должен компенсировать финансовые потери продавца от негативного влияния ценовых рисков;

обеспечение преодоления негативных финансовых последствий за счет направления части финансовых ресурсов в следующие фонды:

— резервный фонд (процент от прибыли);

— целевые резервные фонды (фонд будущей уценки товаров, фонд предоставления скидок покупателям и проч.).

Внешние средства снижения ценового риска предусматривают надан­ня полной или частичной ответственности за это страховой компании. Предприятия используют внешнее страхование ценовых ризи­ків при следующих условиях:

— риск имеет системный характер, который усложняет его оптимизацию другими методами реагирования;

— продавец имеет достаточные финансовые ресурсы для внешнего страхования;

— использование внутренних средств снижения ценового риска не дает позитивные результаты;

— продавец не имеет квалифицированных кадров, которые способны розробля­ти мероприятия по оптимизации ценовых рисков.

К формам внешнего страхования ценовых рисков относят следующие:

страхование необратимых активов;

страхование грузов при транспортировке;

страхование инвестиций;

страхование прибыли;

страхование с помощью операции хеджирования.