Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

Часть стоимости берут на себя или возмещают третьи лица.

В том случае, когда часть (или даже полная стоимость) покупки не оплачивается покупателем или затем ему возмещается, ценовая эластичность спроса будет низкой. Так, в ряде европейских стран стоимость лекарств возмещается социальной страховкой, поэтому застрахованные покупатели мало обращают внимание на их цену. Руководители компаний меньше обращают внимание на цены в ресторанах, гостиницах и на авиабилеты, так как это чаще всего оплачивается за счет предприятий, а не из личного кармана.

Кроме того, действуют и другие факторы:

§ наличие товаров-заменителей

§ доля расходов на данный товар в бюджете потребителей

§ степень необходимости товара

§ разнообразие возможностей использования товара

§ время приспособления к изменению цены

Факторы, понижающие эластичность спроса по цене Факторы, повышающие эластичность спроса по цене
Уникальность товара, отсутствие аналогов Существование множества товаров субститутов
Потребителю не известны товары субституты Потребителю хорошо известны товары субституты
Потребителю сложно сравнить качество различных субститутов, цена выступает символом качества товара Потребитель может легко сравнить качество различных субститутов
Затраты потребителя на приобретение товара значительно меньше его дохода или совокупных расходов Затраты потребителя на приобретение товара занимают значительную долю в его совокупных расходах
Потребитель может разделить затраты на приобретение товара с кем-либо, товар приобретается для коллективного использования Потребитель приобретает товар для индивидуального использования
Товар поддерживает спрос на продукцию фирмы Товар инициирует спрос на продукцию фирмы
Предметы необходимости (настоятельность потребности в товаре) Предметы роскоши
Краткосрочная реакция (невозможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос) Долгосрочная реакция (возможность изменить совокупность условий, вызвавших спрос)
Потребитель не имеет возможности долго хранить товар Товар может храниться длительное время, не требует значительных дополнительных затрат на хранение

 

2. Перекрестная эластичность спроса по цене.

 

Показывает относительное изменение объема спроса на товар А при изменении цены товара Б при прочих равных условиях.

Применяется только для взаимозаменяемых и взаимодополняющих (комплементарных) товаров, т.к., например, не может быть изменен объем спроса на масло при увеличении цены холодильников.

Взаимозаменяемые товары – служат одной цели (напитки, автомобили разных марок и т.д.).

Взаимодополняющие товары – кофе и кофеварка, диски и компьютеры и т.д.

ЭАБ = ∆ QА / ∆ ЦБ

∆ QА - процентное изменение спроса на товар А

∆ ЦБ - процентное изменение цены товара Б

 

а) ЭАБ > 0 – взаимозаменяемые товары

Например, при ЭАБ = 0,3 - увеличение цены на минералку на 10% увеличит объем спроса на лимонад на 3% при неизменной цене на лимонад.

б) ЭАБ ≤ 0 - взаимодополняющие товары.

При увеличении цены на кофе на 5% величина спроса на фильтры для кофеварок снизится на 3%, коэф.эластичности составит (-0,6).

в) ЭАБ = 0 – независимые товары.

Перекрестная эластичность используется при незначительном изменении цен. При сильном их изменении будет действовать эффект дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара. Следует учитывать разницу в уровне цен товаров-субститутов. Если она значительная, то при изменении цен на более дешевый товар спрос на более дорогой не произойдет.

Чем больше ЭАБ , тем выше степень взаимозаменяемости товаров (например, пепси и кола).

 

3. Эластичность спроса по доходу

Показывает, на сколько процентов увеличится объем спроса при увеличении дохода на 1% при прочих равных условиях.

ЭД = ∆ Q / ∆ Д

∆ Д - процентное изменение дохода

 

Эд = [(Q2 – Q1)/ Q1] x100% : [(Д2 – Д1) / Д1] x 100%

 

 

Для подавляющего числа товаров – положительная величина.

Для товаров повседневного спроса – низкая эластичность по доходу (0<Эд<1).

Предметы роскоши, товары длительного пользования – высокая эластичность по доходу (Эд>1).

Товары низкого качества (товары Гиффена) – отрицательная эластичность, т.к. с ростом доходов населения эти товары исключаются из потребления.

Используется для прогнозирования расширения или свертывания производства отдельных видов продукции.

Если высокая положительная эластичность по доходу – можно дальше расти; наоборот – перспектива свертывания.

Учитывать фактор времени – возможно значительное изменение расчетных коэффициентов в долгосрочной перспективе по сравнению с краткосрочным периодом.

В большинстве случаев Эд для долгосрочного периода имеет большее значение, чем для краткосрочного (кроме предметов длительного пользования).

 

4. Дуговой коэффициент эластичности

Дуговой коэффициент эластичности (средний на интервале) позволяет оценить как изменяется спрос при изменении цены товара на определенном участке кривой спроса. По технике расчетов он называется дуговой коэффициент эластичности, рассчитанный по приращениям.

 

где p1 – начальный уровень цены;

 

p2 – конечный уровень цены;

 

q1 – начальный уровень объема спроса;

 

q2 – конечный уровень объема спроса.

 

Точечный коэффициент эластичности рассчитывается как предельная форма выражения дугового коэффициента эластичности.

Пример.

Определить дуговой коэф.эластичности при:

р1 = 20 руб. q1 = 600 ед.

р2 = 30 руб. q2 = 400 ед.

Эдуг = [(400 – 600) / (30-20)] / [(400+600) / 30+20)] = -20 / 20 = |-1| = 1

Единичный коэф.эласт. означает, что объем спроса изменяется теми же темпами, что цена, но разнонаправлено. В результате понижение или повышение цены не изменит выручку. При снижении цены потеря выручки будет компенсирована ростом продаж.

Задача

Определить, выгодно ли снизить цену на 0,5 тыс.руб., если Цфакт = 6 тыс.руб., плановый объем продаж – 10 тыс.шт. Кэл = 1,5.

Решение.

1. Относительное отклонение цен = (5500 – 6000) / 6000 = 8,3%

2. Увеличение объема продаж = 8,3 х 1,5 = 12,45% (объем продаж увеличится на 12,45%)

3. Объем продаж (q2) = 10000 х 1,245 = 11245 шт.

4. Выручка до снижения цены = 10000 х 6000 = 60 000 тыс.руб.

5. Выручка после снижения цены = 11245 х 5500 = 61847,5 тыс.руб.

Вывод: выгодно, т.к. выручка увеличится на 1847,5 тыс.руб.

 

Знание эластичности спроса по цене важно для:

- изучения воздействия изменения цен на выручку и прибыль продавца. Выручка будет расти при росте цен при неэластичном спросе и снижаться при эластичном спросе. И наоборот. Выручка уменьшится при снижении цен при неэластичном спросе. При Э = 1 – выручка неизменна.

- изучения влияния снижения цен на прибыль следует учитывать наряду с эластичность спроса также долю переменных и постоянных затрат в цене:

а) чем выше доля постоянных затрат в общих затратах, тем меньше уровень эластичности необходим для сохранения прибыли на прежнем уровне при изменении цены;

б) уровень эластичности, необходимый для поддержания прибыли в прежнем размере при снижении цены, находится в обратной зависимости от величины прежней прибыли;

в) чем больше снижение цены, тем больше должна быть эластичность спроса.

Задача

Определить последствия снижения цены.

Э = 1,75 Q1 = 10000 шт. Ц1 = 17,5 руб.

Затраты общие = 100 тыс.руб., в т.ч.

Постоянные затраты = 20 тыс.руб. на весь объем

Предполагается снижение цены на 1 руб.

 

1. Выручка до снижения цены = 17,5 х 10000 = 175 тыс.руб.

2. Прибыль до снижения цены = 175 – 100 = 75 тыс.руб.

3. Объем реализации после снижения цены = 10000 х (1,75 х 1руб./17,5 руб.) + 10000 = 11000 шт. Объем пр-ва увеличился на 1000 шт.

4. Выручка после снижения цены = 16,5 руб. х 11000 = 181,5 т.р.

5. Общие затраты на производство и реализацию после снижения цены

- постоянные издержки = 20 т.р.

- переменные = 88 т.р. (80 т.р. х (1000 : 10000)

- общие = 20 + 88 = 108 т.р.

6. Прибыль после снижения цены = 181,5 т.р. – 108 т.р. = 73,5 т.р.

7. Уменьшение прибыли после снижения цены = 75 – 73,5 = 1,5 т.р. – потеря прибыли.

Вывод: при низкой доле суммы покрытия (Ц – переменные затраты) и Э>1 снижение цены может привести к увеличению выручки и потере прибыли.