Панель.

Опросы типа единовременного интервью или разового анкетирования имеют один существенный недостаток: они не позволяют надежно изучать динамические процессы. От этих видов опросов отличается панельное исследование.

Суть панельного исследования заключается в том, что группе лиц или предприятий, отобранных с помощью выборочного метода, предлагается на платной основе систематически или периодически в определенное время и по установленной форме давать ответы на интересующие заказчика вопросы. Опросник для панельного исследования обычно выполняется в стандартной форме формуляра/дневника. Панель как выборочная совокупность респондентов формируется по методу случайной или механической типологической выборки. Для этого метода исследования важнейшей характеристикой является стратификация выборки генеральной совокупности по существенным признакам.

Существуют две формы панельного исследования: традиционная панель и омнибус. В традиционной панели респондентам предлагается постоянно отвечать на одни и те же вопросы. Это обеспечивает сопоставимость информации при анализе динамики. В омнибусе (omnibus panels) цели исследования меняются и респондентам задаются разные вопросы (обычно небольшое число вопросов для большого массива опрашиваемых). Это ускоряет получение результата для разового полевого исследования, но не позволяет судить о тенденциях. Целесообразно сочетать традиционную методику и методику типа «омнибус».

Типология панелей отражена в табл.4.6

 

Таблица 4.6 – Типы панельных исследований

 

Типы панелей Единицы совокупности Цели формирования панелей
Потребительские Отдельные лица или семьи/домохозяйства Систематически или периодически получать информацию о спросе и его факторах, о поведении, мнениях и предпочтениях потребителей

Окончание таблицы 4.6

 

Типы панелей Единицы совокупности Цели формирования панелей
Торговые Индивидуальные продавцы и торговые предприятия Получать непрерывную информацию о рыночной ситуации, эффективности рекламы, ценах
Производственные Производственные предприятия (промышленные, аграрные и т.п.) Получать информацию о товарах, товарной политике и конкуренции, политике дистрибьюции и т. д.
Сферы услуг Предприятия сферы услуг Получать информацию о ситуации на рынке услуг, об их видах, качестве и ценах на них
Специалистов Группы специалистов/ экспертов Получать информацию о состоянии какой-либо проблемы, а также информацию о поведении потребителей в определенной ситуации

 

Обычно при проведении панельных исследований соблюдают следующие правила:

· При проведении долгосрочных (до пяти лет) панельных исследований регулярно осуществляется ротация, т. е. включение новых членов панели взамен выбывших.

· Точность и надежность панельной информации отслеживается институтом контролеров/счетчиков, обеспечивающих сводку первичной информации респондентов и выборочную проверку правильности заполняемых формуляров/дневников, а также осуществляющих проверку достоверности предоставляемых респондентами сведений путем корреспонденции некоторых взаимосвязанных показателей.