Инфраструктура рынка
Экономические.
Межличностные отношения.
Особенности личности, участвующей в принятии решений о покупке:возраст, образование, служебное положение, тип личности, готовность к риску.
Тема 2. Рынок – основная среда маркетинга.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободноскладывающимся ценам.
Структура рынка— это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры рынка:
Первый критерий: по объектам:
•рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
•рынок факторов производства;
•финансовый рынок;
•рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви) и др.;
Второй критерий: по субъектам:
•рынок покупателей;
•рынок продавцов;
•рынок государственных учреждений,
•рынок промежуточных продавцов (посредников).
Третий критерий: по географическому положению:
• местный (локальный) рынок;
•региональный рынок;
•национальный рынок;
•мировой рынок.
Четвертый критерий: по уровню насыщения:
•равновесный рынок;
•дефицитный рынок;
•избыточный рынок.
Пятый критерий: по степени зрелости:
•неразвитый рынок;
•развитый рынок;
•формирующийся рынок.
Шестой критерий: по степени ограничения конкуренции:
•свободный рынок;
•монополистический рынок;
•олигополистический рынок;
•смешанный рынок.
Седьмой критерий: по соответствию действующему законодательству:
•легальный рынок;
•нелегальный («черный» и «серый») рынок.
Восьмой критерий: по отраслям:
•автомобильный рынок;
•компьютерный рынок и т.д.
Девятый критерий: по характеру продаж:
•оптовый рынок;
•розничный рынок.
Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:
замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
•насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
•рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
•смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
Инфраструктура в любой социально-экономической системе– это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т.д.
Рыночная инфраструктура – это совокупность элементов,обеспечивающих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков.
Ранее в экономической литературе инфраструктура в основном подразделялась на два крупных блока в связи с делением народного хозяйства на производственную сферу, где осуществлялось воспроизводство общественного продукта в материальновещественной форме, и так называемую непроизводственную сферу, в которой создавались услуги, обеспечивающие физическое и духовное развитие человека. Несмотря на всю условность такого деления, оно имело практическое значение. В связи с этим первый блок инфраструктуры стал называться производственной инфраструктурой, обеспечивающей общие условия материального производства. В ее составе выделились такие отрасли, как: энергетика, транспорт, связь, инженерные коммуникации, информационное обеспечение, мелиорация и т.д. Производственная инфраструктура представляет собой подсистему общих условий производства, обеспечивающих путем установления многочисленных связей - технологических, производственных, экономических, организационных и т.д. - функционирование ключевых структурообразующих отраслей народно-хозяйственного комплекса в целом, а также регионального комплекса, основного структурного звена народного хозяйства. Второй блок инфраструктуры, обеспечивающий общие условия функционирования всей непроизводственной сферы, получил название "социальная инфраструктура".
Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций
Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т.д.