Инфраструктура рынка

Экономические.

Межличностные отношения.

Особенности личности, участвующей в принятии решений о покупке:возраст, образование, служебное положение, тип личности, готовность к риску.

 

Тема 2. Рынок – основная среда маркетинга.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободноскладывающимся ценам.

Структура рынка— это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры рынка:

Первый критерий: по объектам:

•рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

•рынок факторов производства;

•финансовый рынок;

•рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви) и др.;

Второй критерий: по субъектам:

•рынок покупателей;

•рынок продавцов;

•рынок государственных учреждений,

•рынок промежуточных продавцов (посредников).

Третий критерий: по географическому положению:

• местный (локальный) рынок;

•региональный рынок;

•национальный рынок;

•мировой рынок.

Четвертый критерий: по уровню насыщения:

•равновесный рынок;

•дефицитный рынок;

•избыточный рынок.

Пятый критерий: по степени зрелости:

•неразвитый рынок;

•развитый рынок;

•формирующийся рынок.

Шестой критерий: по степени ограничения конкуренции:

•свободный рынок;

•монополистический рынок;

•олигополистический рынок;

•смешанный рынок.

Седьмой критерий: по соответствию действующему законодательству:

•легальный рынок;

•нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Восьмой критерий: по отраслям:

•автомобильный рынок;

•компьютерный рынок и т.д.

Девятый критерий: по характеру продаж:

•оптовый рынок;

•розничный рынок.

Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:

замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

•насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;

•рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

•смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

Инфраструктура в любой социально-экономической системе– это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т.д.

Рыночная инфраструктура – это совокупность элементов,обеспечивающих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков.

Ранее в экономической литературе инфраструктура в основном подразделялась на два крупных блока в связи с делением народного хозяйства на производственную сферу, где осуществлялось воспроизводство общественного продукта в материальновещественной форме, и так называемую непроизводственную сферу, в которой создавались услуги, обеспечивающие физическое и духовное развитие человека. Несмотря на всю условность такого деления, оно имело практическое значение. В связи с этим первый блок инфраструктуры стал называться производственной инфраструктурой, обеспечивающей общие условия материального производства. В ее составе выделились такие отрасли, как: энергетика, транспорт, связь, инженерные коммуникации, информационное обеспечение, мелиорация и т.д. Производственная инфраструктура представляет собой подсистему общих условий производства, обеспечивающих путем установления многочисленных связей - технологических, производственных, экономических, организационных и т.д. - функционирование ключевых структурообразующих отраслей народно-хозяйственного комплекса в целом, а также регионального комплекса, основного структурного звена народного хозяйства. Второй блок инфраструктуры, обеспечивающий общие условия функционирования всей непроизводственной сферы, получил название "социальная инфраструктура".

Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций

 


Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т.д.