Изучение нового товара

Обычно к категории новых относятся принципиально новые, улуч­шенные или модифицированные товары. К категории последних отно­сятся также продукты улучшенного дизайна, имеющие более привлека­тельную упаковку и новую марку. Кроме того, к новым товарам относят­ся существующие товары, предлагаемые к реализации на новых рынках.

Методы изучения нового товара включают в свой состав как про­ведение опросов (потребителей и экспертов), так и постановку специаль­ных экспериментов.

Информация прогнозного характера о возможной рыночной судьбе нового продукта также может быть получена на основе анализа объема продаж (скажем, путем изучения кривых жизненного цикла), из анализа ситуации в области конкурентной борьбы.

Маркетинговые исследования нового товара ниже рассматриваются в двух аспектах: изучение факторов успеха нового товара и определение направлений развития выпускаемых моделей товара. Рассмотрение по­следнего проведено на примере новых моделей легковых автомобилей и выбора вариантов предоставления медицинских услуг населению.

Определение факторов успеха нового товара.Такая информация прежде всего собирается экспертным путем как среди сотрудников организации (в отделе новой техники, в службе НИ-ОКР, в отделе маркетинга и сбыта и т.п.), так и среди торговых посред­ников и потребителей.

Фирмы, являющиеся лидерами в области разработки новых това­ров, обычно уделяют много внимания выявлению факторов их успеха, про-юдя в этой области специальные исследования. Например, по данным ис­следования [14], основные факторы успеха нового товара таковы (в %):

Адаптированность товара к требованиям рынка – 85.

Соответствие товара особым возможностям фирмы – 62.

Технологическое превосходство товара – 52.

Поддержка новых товаров руководством фирмы – 45.

Использование оценочных процедур при выборе новых моделей – 33.

Благоприятная конкурентная среда – 31.

Соответствие организационной структуры задачам разработки но­вого товара – 15.

Из приведенных данных вытекает, что главными факторами успеха являются, с одной стороны, соответствие товара требованиям рынка, а с другой – возможности фирмы по его разработке и производству. Важно располагать превосходной технологией, опираться на поддержку руковод­ства и адаптировать многостадийную разработку к процессу принятия то­вара рынком.

Исследование, проведенное на британском рынке, выявило сле­дующую значимость факторов успеха новых товаров, производимых японскими и британскими фирмами (табл. 2, в которой n означает чис­ло опрошенных фирм).

 

 

Таблица 2

Факторы успеха новых товаров

 

Факторы успеха Процент фирм
  японских (п= 116) британских (n = S6)
Хорошая адаптированность к потребностям 69,8 75,6
Превосходство над конкурентами: — по качеству — по дизайну — по соотношению достоинства/цена — по конструкции 79,3 69,8 58,6 55,2 59,3 45,3 61,6 48,3
Весьма конкурентная цена 41,4 27,9
Адаптированность к возможностям фирмы 39,7 34,9
Уникальность 36,2 29,1
Эффективный маркетинг 27,6 25,6
Глубокий анализ рынка 27,6 18,6
Большой объем рынка 20,7 16,3
Синергия производство/маркетинг 16,4 18,6
Уклонение от рынков с высокой конкуренцией и удовлетворенными покупателями 7,8 10,5
Уклонение от динамичных рынков с частой сменой товаров 2,6 4,7

Видно, что наиболее часто ключевым критерием здесь также назы­вали степень адаптации к требованиям покупателей. И только относи­тельно небольшая доля фирм (1/4), как японских, так и британских, счи­тает эффективный маркетинг важным критерием успеха.

Сравнение оценок, полученных от японских и бр1гганских фирм, обнаруживает, что первые из них придают большее значение наличию конкурентного преимущества, а вторые — большей адаптации к запросам потребителей.

Безусловно, приведенные данные носят обобщенный среднестати­стический характер, они характеризуют скорее усредненные тенденции и подчеркивают значимость данного направления исследований, В каждом конкретном случае, для определенных отраслей и рынков, подобные ис­следования следует проводить специально.

Ниже приводится вопросник для анализа портфеля как традици­онных, так и новых товаров.

Вопросник для анализа портфеля товаров

– "Каковы тенденции продаж в физическом и денежном выраже­
нии (с разбивкой по товарам, сегментам, каналам сбыта)?

– Насколько силен имидж марки у товаров фирмы?

– Какие улучшения были внесены в товары?

– На какой стадии жизненного цикла находятся товары опреде­ленной марки?

– Знаете ли вы специфические требования, предъявляемые к ва­шим товарам потребителями конкретных рыночных сегментов?

– Адаптированы ли товары под потребности потребителей вы­бранных рыночных сегментов?

– Возможна ли адаптация характеристик вашего товара или разра­ботка нового товара под требования конкретных рыночных сегментов?

– Знаете ли вы, на какие рыночную долю и объем продаж вы мо­жете рассчитывать в соответствии с конъюнктурой рынка и вашими про­изводственными возможностями'?

– Собираетесь ли вы после изготовления опытных образцов (пар­тии) товара провести тестирование рынка?

– Имеете ли вы систему послепродажного обслуживания продук­та?

– Собираетесь ли вы создать систему послепродажного обслужи­вания продукта?

– Собираетесь ли вы включать стоимость послепродажного обслу­живания в цену товар?