Изучение нового товара
Обычно к категории новых относятся принципиально новые, улучшенные или модифицированные товары. К категории последних относятся также продукты улучшенного дизайна, имеющие более привлекательную упаковку и новую марку. Кроме того, к новым товарам относятся существующие товары, предлагаемые к реализации на новых рынках.
Методы изучения нового товара включают в свой состав как проведение опросов (потребителей и экспертов), так и постановку специальных экспериментов.
Информация прогнозного характера о возможной рыночной судьбе нового продукта также может быть получена на основе анализа объема продаж (скажем, путем изучения кривых жизненного цикла), из анализа ситуации в области конкурентной борьбы.
Маркетинговые исследования нового товара ниже рассматриваются в двух аспектах: изучение факторов успеха нового товара и определение направлений развития выпускаемых моделей товара. Рассмотрение последнего проведено на примере новых моделей легковых автомобилей и выбора вариантов предоставления медицинских услуг населению.
Определение факторов успеха нового товара.Такая информация прежде всего собирается экспертным путем как среди сотрудников организации (в отделе новой техники, в службе НИ-ОКР, в отделе маркетинга и сбыта и т.п.), так и среди торговых посредников и потребителей.
Фирмы, являющиеся лидерами в области разработки новых товаров, обычно уделяют много внимания выявлению факторов их успеха, про-юдя в этой области специальные исследования. Например, по данным исследования [14], основные факторы успеха нового товара таковы (в %):
Адаптированность товара к требованиям рынка – 85.
Соответствие товара особым возможностям фирмы – 62.
Технологическое превосходство товара – 52.
Поддержка новых товаров руководством фирмы – 45.
Использование оценочных процедур при выборе новых моделей – 33.
Благоприятная конкурентная среда – 31.
Соответствие организационной структуры задачам разработки нового товара – 15.
Из приведенных данных вытекает, что главными факторами успеха являются, с одной стороны, соответствие товара требованиям рынка, а с другой – возможности фирмы по его разработке и производству. Важно располагать превосходной технологией, опираться на поддержку руководства и адаптировать многостадийную разработку к процессу принятия товара рынком.
Исследование, проведенное на британском рынке, выявило следующую значимость факторов успеха новых товаров, производимых японскими и британскими фирмами (табл. 2, в которой n означает число опрошенных фирм).
Таблица 2
Факторы успеха новых товаров
Факторы успеха | Процент фирм | |
японских (п= 116) | британских (n = S6) | |
Хорошая адаптированность к потребностям | 69,8 | 75,6 |
Превосходство над конкурентами: — по качеству — по дизайну — по соотношению достоинства/цена — по конструкции | 79,3 69,8 58,6 55,2 | 59,3 45,3 61,6 48,3 |
Весьма конкурентная цена | 41,4 | 27,9 |
Адаптированность к возможностям фирмы | 39,7 | 34,9 |
Уникальность | 36,2 | 29,1 |
Эффективный маркетинг | 27,6 | 25,6 |
Глубокий анализ рынка | 27,6 | 18,6 |
Большой объем рынка | 20,7 | 16,3 |
Синергия производство/маркетинг | 16,4 | 18,6 |
Уклонение от рынков с высокой конкуренцией и удовлетворенными покупателями | 7,8 | 10,5 |
Уклонение от динамичных рынков с частой сменой товаров | 2,6 | 4,7 |
Видно, что наиболее часто ключевым критерием здесь также называли степень адаптации к требованиям покупателей. И только относительно небольшая доля фирм (1/4), как японских, так и британских, считает эффективный маркетинг важным критерием успеха.
Сравнение оценок, полученных от японских и бр1гганских фирм, обнаруживает, что первые из них придают большее значение наличию конкурентного преимущества, а вторые — большей адаптации к запросам потребителей.
Безусловно, приведенные данные носят обобщенный среднестатистический характер, они характеризуют скорее усредненные тенденции и подчеркивают значимость данного направления исследований, В каждом конкретном случае, для определенных отраслей и рынков, подобные исследования следует проводить специально.
Ниже приводится вопросник для анализа портфеля как традиционных, так и новых товаров.
Вопросник для анализа портфеля товаров
– "Каковы тенденции продаж в физическом и денежном выраже
нии (с разбивкой по товарам, сегментам, каналам сбыта)?
– Насколько силен имидж марки у товаров фирмы?
– Какие улучшения были внесены в товары?
– На какой стадии жизненного цикла находятся товары определенной марки?
– Знаете ли вы специфические требования, предъявляемые к вашим товарам потребителями конкретных рыночных сегментов?
– Адаптированы ли товары под потребности потребителей выбранных рыночных сегментов?
– Возможна ли адаптация характеристик вашего товара или разработка нового товара под требования конкретных рыночных сегментов?
– Знаете ли вы, на какие рыночную долю и объем продаж вы можете рассчитывать в соответствии с конъюнктурой рынка и вашими производственными возможностями'?
– Собираетесь ли вы после изготовления опытных образцов (партии) товара провести тестирование рынка?
– Имеете ли вы систему послепродажного обслуживания продукта?
– Собираетесь ли вы создать систему послепродажного обслуживания продукта?
– Собираетесь ли вы включать стоимость послепродажного обслуживания в цену товар?