Характеристика, формы и виды наблюдения

Тема 5. Организация проведения наблюдений и экспериментов

 

Наблюдение–это систематическая фиксация поведения людей, объектов и вариантов развития событий для получения информации об интересующем феномене.

Наблюдение в маркетинговом исследовании применяется в различных ситуациях, выступая как инструмент сбора и источник информации:

1. Для предварительного получения представления об объекте, предмете, проблеме и рабочей гипотезе исследования.

2. В ходе изучения процесса, явления и/или ситуации в качественных исследованиях. Например, изучение процесса выбора стиральной машины покупателем.

3. В целях проверки и подтверждения данных, полученных посредством других методов сбора первичной информации. Например, в ходе анкетирования респондент дал на вопрос определенный ответ, хотя предположительно известно, что в реальной ситуации он поступит по-иному. Такой результат ставит под сомнение достоверность ответа и корректность анкеты как инструмента исследования.

4. Для описания распространенности явления или ситуации. Например, при аудите розничных и оптовых компаний (наличие товара на складе или в торговой точке (ассортимент, цены), выбор марки товара и т.п.).

5. При анализе поведения потребителей и его последствий, которые люди не имеют желания запоминать или не в состоянии выразить словесно свое отношение к исследуемому процессу, явлению, ситуации. Например, маленькие дети не могут словесно выразить свое отношение к новой игрушке, однако такую информацию можно получить, наблюдая, играют дети с ней или нет.

6. Метод наблюдения как способ получения первичной информации используется гораздо реже, чем опрос, но к нему прибегают в указанных выше случаях. Рекомендуется использовать данный метод в сочетании с методом опроса для определения качественных характеристик инструментария при пилотажных исследованиях.

В случаях, когда наблюдение выступает как самостоятельный метод сбора первичной информации, сложно добиться репрезентативности выборки по отношению к генеральной совокупности.

Для проведения эффективного наблюдения должны выполняться следующие условия:

1. Процессы и явления должны быть доступны для наблюдения, происходить на публике (открытое поведение).

2. Событие должно происходит часто и быть предсказуемым. Наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, должны подлежать регистрации.

3. Наблюдения должны осуществляться на относительно коротком отрезке времени, а событие быстро завершаться, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение, явление.

Наблюдение является достаточно гибким методом сбора первичной информации, так как может осуществляться в различных формах (табл. 1).

В частности, по форме проведения наблюдение классифицируется в зависимости от уровня стандартизации, степени скрытости, характера окружающей обстановки, места исследователя в изучаемом процессе, регулярности проведения и способа восприятия объекта наблюдения. Рассмотрим характеристику этих форм.

По уровню стандартизации наблюдение бывает:

1. Стандартизированное (структурированное, формализованное, контролируемое) – наблюдение с четко определенной проблемой, в котором исследователь имеет конкретное представление о действиях (моделях поведения), за которыми следует наблюдать, а также методах измерения и оценки его результатов (категориях, которые будут использованы для записи и