Телефонный опрос.

Таблица 2 – Классификация форм проведения опроса

Таблица 1 – Основные характеристики метода опроса

Основные характеристики, формы и методы проведения опроса

Тема 4. Проведение опроса

Преимущества и недостатки методов выборки

Методы выборки Преимущества Недостатки
1. Детерминированная выборка
Нерепрезентативная    
Поверхностная    
Квотная    
Выборка по методу «снежного кома»    
2. Вероятностная выборка
Простая случайная выборка    
Систематическая    
Стратифицированная    
Кластерная    

 

14. Вероятностные методы включают такие методы, как последовательная выборка и метод двойного контроля. Охарактеризуйте их /1, с. 431–432/.

15. При определении объема выборки используется метод номограмм, охарактеризуйте его /5, с. 131–133; 6, с. 477–483 /.

16. Для оценки трудоемкости и стоимости маркетингового исследования используются следующие методы: опытно-статистический, нормативно-аналоговый, экспертный, директивный, расчетно-аналитический. Раскройте их /5, с. 134–142/.

17. Как составить предложение по исследованию и запрос на исследование? Какие элементы должны включать эти документы? Составьте их на основе данных Вашей курсовой работы (проекта).

18. Совет Американской организации по проведению опросов разработал рекомендации относительно подготовки интервьюеров, в отношении контроля работы полевых работников и по поводу процесса анкетирования. Изучите эти правила
/1, с. 507, 509, 510–511/.

19. Как Вы будете разрабатывать концепцию маркетингового исследования, шкалы и формат ответов, составлять план выборочного наблюдения, проводить полевые работы на международном рынке /1, с. 84–86, с. 433–434, с. 511–512/?

20. Какие этические нормы должен соблюдать маркетолог при формировании концепции маркетингового исследования, использовании шкал, проведении выборочного наблюдения и полевых работ /1, с. 512–513/?

Опрос– это метод сбора первичной информации посредством анкет или других форм опроса людей относительно уровня их знаний, предпочтений и покупательского поведения в отношении какого-либо объекта.

Опрос является самым распространенным методом получения первичной информации (занимает примерно 90%) /10, с. 27/. Чаще всего он проводится с использованием структурированной (формализованной) анкеты, в которой вопросы расположены в строгом порядке и его должен придерживаться интервьюер – исследователь, задающий вопросы респонденту – обследуемому лицу, субъекту.

Метод опроса имеет определенные достоинства и недостатки. Они представлены в таблице 1.

 

Метод опроса
Достоинства Недостатки
1. Позволяет выявить поведение и отношение респондента к чему-либо (сужде­ния, мысли, идеи, мотивацию, привычки и другие невоспринимаемые обстоятельства) 2. Характеризуется гибкостью формпроведения 3. Имеется возможность проведения глубокого анализа и статистической обработки 1. Полученная информация может оказаться субъективной 2. Качество информации зачастую зависит от орудий, инструментов (анкеты, механических устройств) исследования 3. Репрезентативность результатов опроса зависит от желания и возможности участников опроса отвечать на вопросы

При проведении опросов используются различные способы сбора первичной информации от респондентов: получение и фиксация информации интервьюером от респондента; вопросы респонденту задаются интервьюером с помощью компьютера; респондент самостоятельно заполнят анкету.

Опросы по формам их проведения можно классифицировать по различным признакам (табл. 2).

 

Признаки классифи- кации Формы опроса
В зависимости от поставленной цели исследования 1. Качественные – направлены на получение информации, выявляющей качественные характеристики и объясняющей наблюдаемое явление (скрытые причины и мотивы)
2. Количественные – направлены на получение достоверной информации и прослеживание количественных закономерностей
По типу опрашиваемого субъекта 1. Экспертные – субъектом исследования являются эксперты и специалисты в изучаемой области
2. Потребительские – субъектом исследования выступают потенциальные или реальные потребители
В зависимости от частоты про­ведения 1. Профильные (бесповторные) – сбор информации из любой генеральной совокупности проводится один раз
2. Повторные (панельные) – постоянная выборная совокупность подвергается неоднократным опросам
В зависимости от количества лиц, участвую­щих в опросе одновременно 1. Индивидуальные – каждый респондент опрашивается индивидуально
2. Групповые – опрашиваются одновременно несколько респондентов
В зависимос- ти от степени стандартизации 1. Структурированные – интервьюер жестко следует заданной последовательности и формулировке вопросов
2. Свободные – интервьюер может выбрать порядок вопросов респонденту
В зависимос- ти от способа сбора данных (табл. 30) 1. Получение и фиксация информации интервьюером от респондента
2. Вопросы респонденту задаются интервьюером с помощью компьютера
3. Самостоятельное заполнение респондентом анкеты
По способу фик­сации информации 1. Устные – респондент устно отвечает на вопросы
2. Письменные – респондент отвечает на вопросы исследования письменно
В зависимости от способа свя­зи с аудиторией (обращения к респонденту) 1. Телефонный
2. Почтовый
3. Личный
4. Электронный

 

Остановимся подробнее на способах связи с аудиторией, т.е. с респондентами, которые составляют основу для классификации методов опроса (рис. 1).

 

Методы опроса

 

По телефону   Личный   По почте   Электронный

 

Традиционный телефонный опрос   Телефонный опрос с помощью компьютера (CATI)   Обычный опрос по почте   Почтовая панель

 

 
 


В доме респондента   Во время совершения покупок   С помощью компьютера (CAPI)

 

По электронной почте   Через Интернет

 

Рис. 1. Классификация методов проведения опроса

 

Рассмотрим более подробно методы опроса:

þ Традиционный телефонный опрос по телефону – интервьюер звонит определенной выборке респондентов и задает им ряд вопросов по анкете, в которой карандашом отмечает полученные ответы.

þ Телефонный опрос с помощью компьютера (Computer-Assisted Telephone Interviews – CATI) – из центрального офиса используется компьютеризированная анкета, предлагаемая респондентам по телефону. По команде компьютер набирает номер телефона респондента и соединяет с ним. Интервьюер в наушниках, заменяющих телефон, находится перед монитором компьютера, где отображается только один вопрос анкеты. После ответа респондента интервьюер зачитывает последующие вопросы, вводя каждый ответ непосредственно в компьютер, который проверяет адекватность ответов.