Вопрос 3.
Вопрос 2.
Вопрос 1.
Тема 3. Процесс маркетинговых исследований
План: 1.Общая сема исследования
2. Концепция маркетингового исследования
3. Разработка плана исследования
4. Реализация плана исследования
5. Анализ и интерпретация информации
6. Представление результатов исследования
Результативность и эффективность маркетинговых исследований во многом зависит от тщательного планирования процесса маркетингового исследования.
Процесс маркетинговых исследований- это комплекс действий из пяти этапов, каждый их которых имеет свою задачу. Процесс маркетинговых исследований можно предоставить в виде этапов:
- Разработка концепции исследования;
- Реализация плана исследования;
- Анализ и интерпретация информации;
- Представление результатов исследований.
Концепция маркетинговых исследований - это подробное определение проблемы, объекта, проблемы, целей и задачи исследования, формулировка рабочей гипотезы.
На предприятии могут встречаться самые разнообразные проблемы касающиеся закупок, клиентов, конкурентов, контактных аудиторий (СМИ, коммерческие банки), собственники, инвесторы, а также проблемы связанные с внутренней деятельностью предприятия (ассортимент, цены, качество, взаимодействие с партнерами, кадры, материально- техническая база, сбыт, коммуникации и прочее).
Ясное четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Определение проблемы включает:
а) выявление симптомов, четкое изложение возможных причин лежащих в основе симптомов;
б) выявление полного списка альтернативных действий, которые можно предпринять для решения проблем.
На предприятии могут существовать два основных типа проблем:
управленческая, с которой сталкиваются руководители (что необходимо сделать);
маркетинговая (какая информация необходима и как ее получить).
При выявлении проблем управленческого характера можно выделить следующие подходы:
→ анализ результатов производственно – хозяйственной деятельности;
→ экспертный опрос руководителей и специалистов.
Выявление проблемы, цели и задачи исследования обеспечивает возможность
формирования рабочей гипотезы.
Рабочая гипотеза- вероятностное предположение, относительно сущности и связи между изучаемыми явлениями и процессами, подлежащее проверке путем проведения маркетинговых исследований.
План исследования необходим для успешного проведения исследования и требует от маркетолога большого профессионализма в его составлении.
План маркетингового исследования детализирует методы для получения информации, с помощью которых решаются проблемы исследования.
При планировании необходимо предпринять следующие шаги:
- Определить потребности в информации, ее тип, источники и методы получения (необходимая информация может быть собрана в рамках исследования или поступать в компанию постоянно при функционировании информационной системы).
- Составить бюджет и график проекта (бюджет и график проекта составляется после определения источников информации и ее объема, а также после расчета выборки; параллельно с планом исследования может быть разработано техническое задание на проведение маркетингового исследования).
- Рассчитать объем выработки для количественных и качественных методов исследования.
- Разработать анкеты и сценарии для проведения маркетингового исследования.
Этап | Ответственные лица | Сроки проведения | Бюджет |
1. Анкетирование | Ф.И.О. | Дата проведения | Сумма затрат |