Модель политики занятости в США

ПЛАН

ТЕМА №4. Политика занятости в странах рыночной экономики и её значение для России

Список литературы

1. Костин Л. Занятость, заработная плата и инфляция // ЧиТ. 1999. №2. С.33-36.

2. Костин Л. По поводу некоторых понятий рынка труда // ЧиТ. 1998. №12. С.33-36.

3. Котляр А. Как создать эффективную занятость? // Вопр. Экономики. 1993. №12.

4. Маслова И. Эффективная занятость и рынок рабочей силы // Вестн. Статистики. 1990. №12.

5. Никифорова А.П. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Междунар. Отношения, 1991.

6. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова Л.П. Рынок труда и занятость населения: Учеб. пособие. Челябинск: Челяб. Гос. ун-т, 1994. С.37-40, 59-71.

7. Симагин Ю. Показатели безработицы в лабиринте методик расчёта // ЧиТ. 1998. №4. С. 73-75.

8. Темницкий А.Л., Бессокитная Г.П. Вторичная занятость и её социальные последствия // Социс. 1999. №5. С.34-39.

9. Четвертина Т. Особенности российского рынка труда в середине 90-х годов // ЧиТ. 1998. №11. С.49-51.

10. Шаталова Н.И. Система трудового потенциала работника // Социс. 1999. №3. С.51-54.

 

1. Модель политики занятости в США.

2. Модель политики занятости в Швеции.

3. Модель политики занятости в Великобритании.

4. Модель политики занятости в Германии.

5. Модель политики занятости во Франции.

6. Значение зарубежной политики для России.

 

Рассмотрим с начале два варианта различного осуществления концепции гибкого рынка труда на примере США и Швеции, так как они различаются неодинаковой ролью государства в регулировании экономических и социальных процессов. В политике США наиболее последовательно прослеживается курс на поощрение частнособственнической инициативы, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме, сведение до минимума регулирующего влияния государства на производство, занятость, цены.

В 1981 году в США была принята программа под названием «Новое начало для Америки. Программа экологического возрождения». Она предусматривала общее снижение налогов на 25%, предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, ограничение и в перспективе минимизация роли бюджета в национальной экономике, в первую очередь, за счёт сокращения социальных фондов, дерегулирование и приватизацию отдельных сегментов экономики.

На рынке рабочей силы новая политика проявилась в ориентации на «естественный уровень безработицы», на необходимость существования текучей безработицы, отражающей движение рабочей силы на рынке труда и имеющей свой естественный минимальный предел. «Естественный» уровень безработицы предполагается на уровне 6-7% от общего числа трудоспособного населения страны.

Для модели США характерна децентрализация рынка труда: в каждом штате есть своё законодательство о занятости и помощи безработным, свои фонды страхования по безработице; взносы предпринимателей и самих работников выплачиваются раздельно в фонды штатов и федеральный фонд.

Государственная политика США в сфере подготовки трудовых ресурсов, начиная с 70-х годов, характеризовалась отходом от централизованного долгосрочного регулирования. С принятием в 1973 году закона о занятости и подготовки трудовых ресурсов СЕТА тенденция к свёртыванию централизованных федеральных программ подготовки и переподготовки кадров получила официальное утверждение. В преамбулах закона СЕТА, что в «отличие от действовавших 12 лет федеральных программ вводится гибкая централизованная система всесторонней подготовки и трудоустройства».

Закон 1973 года предусматривал в основном два направления в действиях местных органов власти при финансовой поддержке федерального правительства: непосредственное трудоустройство лиц, не имеющих работы, и профессиональное обучение лиц, не выдержавших конкуренцию на рынке рабочей силы ввиду нехватки опыта, образования, профессиональных навыков и т.д. СЕТА был ориентирован на изменение структурных характеристик рынка рабочей силы с помощью профессиональной подготовки лиц, вытесняемых из приходящих в упадок отраслей молодёжи, представителей национальных меньшинств, людей пожилого возраста.

Решение проблем занятости и подготовки кадров было перенесено на местные органы власти, предприятия, семью, индивида. В 1983 году был принят закон «О партнёрстве в профессиональном обучении», акцентирующий внимание на обучении и росте занятости в частном секторе.

Профтехобразование США широко предоставляется учащимся средних школ, а также лицам с незаконченным средним образованием. Из 15 млн. старшеклассников в возрасте 16-18 лет 10.5 млн. охвачены соответствующими программами. Кроме того, такую подготовку проходят ещё 6.5. млн. человек моложе и старше этого возраста.

В целом по стране система профессионального образования, субсидируемая из государственного бюджета, обеспечивает подготовку 36% специалистов в сельском хозяйстве, 24% - в здравоохранении, 53% - в конторских операциях, 20% - в торговле, 41% - в промышленности.

Вмесите с тем, качество среднего образования, включая профессиональное, не отвечает в полной мере современным требованиям, что вызывает увеличение затрат бизнеса на собственные программы переподготовки. Ежегодно корпорации тратят 30-40 млрд. долларов на обеспечение производства квалифицированной рабочей силой. Бизнес всё активнее вмешивается в организацию и осуществление государственного профтехобразования.

Предприятие также стимулируется дифференцируемой политикой налогов. Данная мера регулирования занятости широко практикуется в США. Там суммы, направляемые на обучение молодёжи, полностью освобождаются от уплаты налогов. Другой вид финансового стимулирования предприятий – это полное или частичное освобождение их от уплаты взносов в фонд социального страхования за лиц, проходящих профподготовку и последующее трудоустройство на предприятии. В начале 80-х годов в США эти меры применялись, в частности, навсегда утратившим свои рабочие места вследствие технологических и структурных сдвигов в экономике.

Среди экономических мер следует упомянуть также предоставление предпринимателям выгодных государственных контрактов (заказов) при условии соблюдения обязательств по трудоустройству.

В последнее время появилось и такое направление в политике занятости, как стимулирование мелких и средних предприятий в создании новых рабочих мест. Малый бизнес служит существенным резервуаром для поглощения избыточной рабочей силы, когда люди видят выход в создании собственного дела.

В США стимулирование мелкого бизнеса осуществляется посредством льготной кредитной политики. Во второй половине 70-х годов начался процесс ослабления некоторых наиболее жёстких форм государственного регулирования экономической деятельности частного сектора. В частности, был снижен налог на наследство, губивший изрядную долю семейных предприятий, освобождены от регулярных проверок со стороны федеральных органов и составления трудоёмких форм отчётности фирмы, имеющие до 10 человек занятых.

Важным направлением государственной помощи малому бизнесу стали федеральные закупки товаров и услуг у «независимых» предпринимателей.