Вопросы для повторения

ВЫВОДЫ.

Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточная высокая степень занятости должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

Для экономики характерны колебания объема национального продукта, занятости и уровня цен. Хотя экономические циклы всегда имеют один и те же фазы – пик, спад, подъем, оживление, - циклы отличаются друг от друга по интенсивности и продолжительности.

Все сектора экономики по-разному и в разной степени подвергаются воздействию экономического цикла. Цикл оказывает более сильное влияние на объем продукции и занятость в отраслях, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, чем в отраслях, выпускающих товары кратковременного пользования.

Экономисты выделяют три типа безработицы: структурную, фрикционную и циклическую.

В настоящее время считается, что полная занятость, или естественный уровень безработицы осложняется тем, что есть работники, занятые неполный рабочий день, а также такие, кто потерял надежду на получение работы.

Экономические издержки безработицы, выраженные в отставании объема ВНП, - это товары и услуги, которые общество теряет, когда его ресурсы находятся на вынужденном простое. Закон Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественного уровня приводит к 2,5%-ому увеличению отставания ВНП.

Существует огромная разница в уровнях безработицы в разных станах. Уровни безработицы отличаются потому, что страны имеют разные естественные уровни безработицы и часто находятся в разных фазах экономического цикла.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны:

1. Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.

2. Снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом.

3. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата.

4. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

5. Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечет за собой тяжелые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растет число самоубийств: 32% смертельных случаев – добровольный уход из жизни.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы.

В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.

В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, целью сохранение или модернизации рабочих мест.

Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «фганцы»).

Оценивая работу, как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: безработица это хорошо или плохо.

С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией.

Однако с точки зрения экономической динамики данное явление – объективная необходимость. Другое дело, что государство должно «амортизировать» ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.

Главная «цена» безработицы – не выпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.

Известный исследователь в области макроэкономики, ныне покойный, Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Это отношение, известное как Оуэна, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 то есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

 

1. Полная и эффективная занятость трудоспособного населения – реальная задача или недостижимая цель?

2. Сравните различные методики определения уровня безработицы.

3. Почему уровень регистрируемой безработицы не закрыт?

4. Занятость как форма проявления трудового потенциала.

5. Вторичная занятость и её социальные последствия.

6. Структура безработицы и фазы экономического цикла.

7. Социально-экономические потери от безработицы.

8. Развитие организации общественных работ как форма занятости населения.

9.Современная ситуация на рынке труда в РФ.