Историческая справка
Организация работы
Федеральной государственной службы занятости населения
Первые бюро по трудоустройству и информации населения в Челябинской области были созданы в 1972 году в г.г. Копейске и Магнитогорске. Вскоре такие бюро были созданы в г.г. Челябинске и Златоусте. Всего с 1972 по 1985 года было трудоустроено 300,7 тыс. чел.
В июле 1987 года начало работать областное бюро по трудоустройству населения.
После принятия решения о создании государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения, охватывающей все районы города, области, края и республики в Челябинской области был создан областной центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения. 1 октября 1988 года утверждены штаты областного центра, городских и районных бюро в количестве 162 чел.
В июне 1991 года на базе областного центра была создана государственная служба занятости, образовано 40 городских и районных бюро занятости населения. В дальнейшем служба была преобразована в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области.
Федеральная государственная служба занятости населения
Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории РФ, деятельность которой направлена на:
· Оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
· Разработку и реализацию федеральной, территориальных и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
· Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
· Организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
· Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области
Департамент совместно с органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей Челябинской области.
Основными задачами Департамента являются:
· Разработка и финансирование территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития;
· Определение основных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан в Челябинской области;
· Организация работы по содействию занятости населения в городах и районах Челябинской области, реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
· Осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на их содержании.
Основными направлениями деятельности Департамента являются:
· Анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;
· Организация работы по приему безработных граждан, их регистрация в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице и стипендий в период обучения;
· Обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
· Организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;
· Организация работы городских и районных отделов занятости населения по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных, городских и районных программ содействия занятости населения;
· Организация профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников Департамента и его филиалов, организационное руководство деятельностью учебных центров службы занятости на территории Челябинской области;
· Определение основных направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда и сложившегося рынку рабочей силы, формирование или использование имеющейся учебно-производственной базы для реализации указанных целей;
· Заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;
· Изучение, обобщение и распространение отечественного и международного опыта в области занятости, налаживание международных связей с целью обмена опытом работы;
· Содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников;
· Содействие в развитии и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости, возрождении народных промыслов и прикладного искусства;
· Создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест по необходимым профессиям и специальностям;
· Осуществление специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
· Содействие работодателям в подборе необходимых работников;
· Предупреждение массовой или длительной безработицы;
· Подготовка и внесение в органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления предложений по организации и проведению в целях обеспечения временной занятости населения оплачиваемых общественных работ, организация временной занятости безработных граждан, включая участие этих граждан в общественных оплачиваемых работах;
· Участие в межтерриториальном перераспределении трудовых ресурсов совместно с заинтересованными организациями;
· Выдача заключения для Федеральной миграционной службы России и ее территориальных органов о целесообразности привлечения и использования рабочей силы из других регионов и из-за рубежа;
· Организация связей с общественностью и СМИ;
· Внедрение и контроль за эксплуатацией автоматизированных информационных систем в городских и районных отделах занятости населения, создание единой информационной системы в Челябинской области;
· Организационно-методическое взаимодействие с негосударственными организациями, оказывающими платные услуги, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой, профориентацией и психологической поддержкой граждан, выдача заключений на их деятельность и участие в работе экспертных комиссий по лицензированию деятельности указанных организаций;
· Рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам, относящимся к деятельности Департамента;
Материально-техническое обеспечение деятельности структурных подразделений Департамента и его филиалов.
Финансирование
Федеральной государственной службы занятости населения
Финансирование Федеральной государственной службы занятости населения – Государственный фонд занятости населения
Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка РФ, других уполномоченных банков.
Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работников и работодателей, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждается федеральными законами. Размер обязательного страхового взноса составлял 1,5%.
Фонд занятости не являлся юридическим лицом, находился в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходовался на финансирование мероприятий по содействию занятости населению. Являлся государственным внебюджетным фондом РФ и федеральной государственной собственностью. Средства фонда занятости не входят в состав федерального бюджета. Средства, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.
Структура основных расходов населения
Статьи затрат | 1992г. | 1994г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | 1999г. | 2000г. |
Всего израсходовано, тыс. руб. | 228,0 | 48962,0 | 123943,0 | 164665,0 | 200037,0 | 267685,0 | 351364,2 |
В т.ч. в % Программы активной политики | 5,9 | 10,8 | 10,2 | 10,1 | 31,9 | 19,9 | 24,8 |
Материальная поддержка безработных | 50,1 | 21,6 | 60,3 | 65,5 | 48,4 | 60,3 | 27,2 |
Информационная поддержка | 2,0 | 5,9 | 2,3 | 2,9 | 1,6 | 1,6 | 3,0 |
Финансирование мероприятий содействия занятости населения – 2000 г.
В 2000 году доходная часть государственного фонда занятости населения составила 417700,3 тыс. руб. Доходы бюджета фонда занятости сформированы за счет: страховых взносов работодателей – 394433,0 тыс. руб.; прочих поступлений – 10603 тыс. руб.; переходящего остатка на 01.01.2000 года – 12664,0 тыс. руб.
В целом расходы фонда занятости составили 351364,2 тыс. руб., расходы на материальную поддержку безработных граждан составили 95676,9 тыс. руб. или 27,2% от всех расходов; на реализацию программ активной политики занятости составили – 87308 тыс. руб. или 24,8 от всех расходов, в том числе на программы обучения лиц, признанных безработными, израсходовано 32044 тыс. руб. или 9,1% от всех расходов.
Расходы на специальные программы занятости составили 55264 тыс. руб. или 15,7% от всех расходов.
Доля проведенных взаимозачетов по программам активной политики занятости составила 37,8%, в том числе по программам обучения 22%, по специальным программам - 47%.
Финансирование Федеральной государственной службы занятости населения – через Федеральное казначейство
С 01.01.2001 порядок финансирования службы занятости был изменен, Государственный фонд занятости расформирован. Сейчас в федеральном бюджете предусмотрена статья, направленная на обеспечение финансирования программ занятости. Финансовые средства аккумулируются на счетах в Федеральном казначействе, откуда высылается уведомление о поступлении денег на счет службы занятости. Планирование расходов денежных средств осуществляется Департаментом службы занятости населения по Челябинской области.
За 9 месяцев 2001 года из федерального бюджета поступило на осуществление активных направлений программы занятости, переселение граждан в сельскую местность и материальную поддержку безработных граждан 154278,6 тыс. руб. (67,8% от утвержденных бюджетных ассигнований на год). Из них было израсходовано 132837,4 тыс. руб.
Наибольшая доля затрат приходится на программу материальной поддержку безработных граждан (74,4% от всех расходов), из которых основная часть – 98,2% произведена на выплату пособий по безработице, и только 1,8% - на выплату досрочных пенсий и материальную помощь безработным.
Расходы на программу активной политики занятости почти в 3 раза меньше, чем на программу материальной поддержки. Их доля составила за отчетный период всего 25,6%. Среди мероприятий по содействию занятости населения 53,6% всех затрат составляют расходы на специальные программы; 41,3% - расходы на профессиональное обучение и 5,1% - на профессиональную ориентацию безработных граждан.
Среди специальных программ основная доля расходов произведена по статье «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан» (46,8%) и статье «Организация общественных работ» (13,8%).
Выполнение программ материальной поддержки составило 66,5%, программ активной политики занятости – 43,1%, расходы по переселению граждан в сельскую местность – 42,4%.