Историческая справка

Организация работы

Федеральной государственной службы занятости населения

 

Первые бюро по трудоустройству и информации населения в Челябинской области были созданы в 1972 году в г.г. Копейске и Магнитогорске. Вскоре такие бюро были созданы в г.г. Челябинске и Златоусте. Всего с 1972 по 1985 года было трудоустроено 300,7 тыс. чел.

В июле 1987 года начало работать областное бюро по трудоустройству населения.

После принятия решения о создании государственной системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения, охватывающей все районы города, области, края и республики в Челябинской области был создан областной центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения. 1 октября 1988 года утверждены штаты областного центра, городских и районных бюро в количестве 162 чел.

В июне 1991 года на базе областного центра была создана государственная служба занятости, образовано 40 городских и районных бюро занятости населения. В дальнейшем служба была преобразована в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области.

 

Федеральная государственная служба занятости населения

 

Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории РФ, деятельность которой направлена на:

· Оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

· Разработку и реализацию федеральной, территориальных и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

· Организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

· Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.

 

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области

 

Департамент совместно с органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей Челябинской области.

Основными задачами Департамента являются:

· Разработка и финансирование территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития;

· Определение основных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан в Челябинской области;

· Организация работы по содействию занятости населения в городах и районах Челябинской области, реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· Осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящихся на их содержании.

Основными направлениями деятельности Департамента являются:

· Анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;

· Организация работы по приему безработных граждан, их регистрация в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице и стипендий в период обучения;

· Обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

· Организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения;

· Организация работы городских и районных отделов занятости населения по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных, городских и районных программ содействия занятости населения;

· Организация профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников Департамента и его филиалов, организационное руководство деятельностью учебных центров службы занятости на территории Челябинской области;

· Определение основных направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда и сложившегося рынку рабочей силы, формирование или использование имеющейся учебно-производственной базы для реализации указанных целей;

· Заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;

· Изучение, обобщение и распространение отечественного и международного опыта в области занятости, налаживание международных связей с целью обмена опытом работы;

· Содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников;

· Содействие в развитии и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости, возрождении народных промыслов и прикладного искусства;

· Создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест по необходимым профессиям и специальностям;

· Осуществление специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

· Содействие работодателям в подборе необходимых работников;

· Предупреждение массовой или длительной безработицы;

· Подготовка и внесение в органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления предложений по организации и проведению в целях обеспечения временной занятости населения оплачиваемых общественных работ, организация временной занятости безработных граждан, включая участие этих граждан в общественных оплачиваемых работах;

· Участие в межтерриториальном перераспределении трудовых ресурсов совместно с заинтересованными организациями;

· Выдача заключения для Федеральной миграционной службы России и ее территориальных органов о целесообразности привлечения и использования рабочей силы из других регионов и из-за рубежа;

· Организация связей с общественностью и СМИ;

· Внедрение и контроль за эксплуатацией автоматизированных информационных систем в городских и районных отделах занятости населения, создание единой информационной системы в Челябинской области;

· Организационно-методическое взаимодействие с негосударственными организациями, оказывающими платные услуги, связанные с трудоустройством, профессиональной подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой, профориентацией и психологической поддержкой граждан, выдача заключений на их деятельность и участие в работе экспертных комиссий по лицензированию деятельности указанных организаций;

· Рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам, относящимся к деятельности Департамента;

Материально-техническое обеспечение деятельности структурных подразделений Департамента и его филиалов.

 

Финансирование

Федеральной государственной службы занятости населения

Финансирование Федеральной государственной службы занятости населения – Государственный фонд занятости населения

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка РФ, других уполномоченных банков.

Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работников и работодателей, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждается федеральными законами. Размер обязательного страхового взноса составлял 1,5%.

Фонд занятости не являлся юридическим лицом, находился в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходовался на финансирование мероприятий по содействию занятости населению. Являлся государственным внебюджетным фондом РФ и федеральной государственной собственностью. Средства фонда занятости не входят в состав федерального бюджета. Средства, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.

 

 

Структура основных расходов населения

 

Статьи затрат 1992г. 1994г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г.
Всего израсходовано, тыс. руб. 228,0 48962,0 123943,0 164665,0 200037,0 267685,0 351364,2
В т.ч. в % Программы активной политики 5,9 10,8 10,2 10,1 31,9 19,9 24,8
Материальная поддержка безработных 50,1 21,6 60,3 65,5 48,4 60,3 27,2
Информационная поддержка 2,0 5,9 2,3 2,9 1,6 1,6 3,0

 

 

Финансирование мероприятий содействия занятости населения – 2000 г.

В 2000 году доходная часть государственного фонда занятости населения составила 417700,3 тыс. руб. Доходы бюджета фонда занятости сформированы за счет: страховых взносов работодателей – 394433,0 тыс. руб.; прочих поступлений – 10603 тыс. руб.; переходящего остатка на 01.01.2000 года – 12664,0 тыс. руб.

В целом расходы фонда занятости составили 351364,2 тыс. руб., расходы на материальную поддержку безработных граждан составили 95676,9 тыс. руб. или 27,2% от всех расходов; на реализацию программ активной политики занятости составили – 87308 тыс. руб. или 24,8 от всех расходов, в том числе на программы обучения лиц, признанных безработными, израсходовано 32044 тыс. руб. или 9,1% от всех расходов.

Расходы на специальные программы занятости составили 55264 тыс. руб. или 15,7% от всех расходов.

Доля проведенных взаимозачетов по программам активной политики занятости составила 37,8%, в том числе по программам обучения 22%, по специальным программам - 47%.

 

Финансирование Федеральной государственной службы занятости населения – через Федеральное казначейство

С 01.01.2001 порядок финансирования службы занятости был изменен, Государственный фонд занятости расформирован. Сейчас в федеральном бюджете предусмотрена статья, направленная на обеспечение финансирования программ занятости. Финансовые средства аккумулируются на счетах в Федеральном казначействе, откуда высылается уведомление о поступлении денег на счет службы занятости. Планирование расходов денежных средств осуществляется Департаментом службы занятости населения по Челябинской области.

За 9 месяцев 2001 года из федерального бюджета поступило на осуществление активных направлений программы занятости, переселение граждан в сельскую местность и материальную поддержку безработных граждан 154278,6 тыс. руб. (67,8% от утвержденных бюджетных ассигнований на год). Из них было израсходовано 132837,4 тыс. руб.

Наибольшая доля затрат приходится на программу материальной поддержку безработных граждан (74,4% от всех расходов), из которых основная часть – 98,2% произведена на выплату пособий по безработице, и только 1,8% - на выплату досрочных пенсий и материальную помощь безработным.

Расходы на программу активной политики занятости почти в 3 раза меньше, чем на программу материальной поддержки. Их доля составила за отчетный период всего 25,6%. Среди мероприятий по содействию занятости населения 53,6% всех затрат составляют расходы на специальные программы; 41,3% - расходы на профессиональное обучение и 5,1% - на профессиональную ориентацию безработных граждан.

Среди специальных программ основная доля расходов произведена по статье «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан» (46,8%) и статье «Организация общественных работ» (13,8%).

Выполнение программ материальной поддержки составило 66,5%, программ активной политики занятости – 43,1%, расходы по переселению граждан в сельскую местность – 42,4%.