Управление социально-трудовой сферой

ПЛАН

Тема №1. Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ

Тема №4. Политика занятости в странах рыночной экономики и её

Содержание

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ТРУДА В РЕГИОНЕ»

 

 

Тема №1.Основные понятия социально-трудовой сферы в РФ……………3

Тема №2.Рынок труда в системе рыночного хозяйства экономики……......14

Тема №3.Занятость и безработица как форма проявления рынка труда…31

значение для России………………………………………………98

Тема №5. Формирование российского рынка труда и необходимость

его государственного регулирования…………………………..113

 

 

1. Управление социально-трудовой сферой.

2. Опыт регулирования социально-трудовой сферой.

3. Стратегические проблемы социально-трудовой сферы.

 

 

Социально-трудовая сфера(сфера социально-трудовых отношений) - та общественная форма, в которой формируется и меняется социальное положение трудящихся. К социально-трудовой сфере относятся:

а) государственные обязанности и меры по регулированию социально-трудовых отношений;

б) договорные и социально-партнерские отношения работников и работодателей;

в) действия работников и работодателей по отстаиванию своих интересов в сфере труда.

Управление (регулирование) социально-трудовой сферой - совокупность функций и форм, с помощью и в результате действия которых социально-трудовые отношения приобретают и устойчиво сохраняют общественно-организованный вид.

Управление социально-трудовой сферой (УСТС) делится на 2 части:

1) правовое управление, правовое обеспечение;

2) материально-финансовое обеспечение управления.

Правовое обеспечение управления -налаженное функционирование общественных форм и институтов на правовой основе. Правовое обеспечение управления есть предпосылка правопорядка в управляемой сфере. Оно включает в себя законодательную (и нормотворческую) деятельность и правоприменительную деятельность.

Материально-финансовое обеспечение управления –наличие необходимых

и достаточных материальных и финансовых ресурсов для своевременного и в полном

объеме исполнения принятых управленческих решений.

При выходе общества из тоталитарного состояния меняется характер управления им. Он меняется тем глубже (радикальнее), чем дальше и необратимее продвигается общество от тоталитаризма к демократии. Даже буржуазная демократия (в том числе и деформированная бюрократизмом, коррупцией и примесью диктаторства) способна дать благотворные перемены в управлении в сравнении с тоталитаризмом.

Магистральное направление ценных перемен в самом характере управления при выводе из тоталитаризма - упразднение командно-карательных форм и методов управления, становление реальной многосубъектности в управлении. Это касается всех сфер общественной и хозяйственной жизни, включая социально-трудовую сферу.

В тоталитарном обществе (типичный пример - общество в СССР) круг реально самостоятельно действующих субъектов, принимающих принципиально важные управленческие решения. сводится к одному - к управляющему центру (в СССР это был ЦК КПСС). Другие субъекты могут быть обозначены и даже иметь уставы и положения с описанием их функций. Но реально они не более чем декорация, не более чем исполнители детальных регламентирующих предписаний центра. Уход от тоталитаризма начинается с отмены командных и карательных функций центра. Постепенно начинается складывание субъектов, самостоятельно принимающих и исполняющих собственные решения или решения, принятые на основе закона, а не помимо закона. Это и есть продвижение к гражданскому (многосубъектному) обществу и к правовому, государству. Продвижение это - процесс сложный и длительный.

Россия стоит в начале этого пути. Вызревание полноценных субъектов гражданского общества задерживается в силу ряда причин. По тем же причинам и государство вес еще не стало правовым. В этой обстановке продолжает сохраняться ситуация, koi-да государство все еще сосредоточивает, у себя (и не всегда по злому умыслу, а по необходимости), слишком широкий круг управленческих функций. В социально - рудовой сфере это особенно заметно, так как в этой сфере мало охотников активно включиться в процессы управления.

В Конституции РФ, действующей после 12 декабря 1993 г., зафиксирован ряд положений, имеющих основополагающее значение для формирования круга субъектов, управляющих социальной сферой, для разделения и порядка взаимодействия их функций. Приведем их для справки.

Статья 1.1. "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

Статья 5.3. "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

Статья 7. "1. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Статья 12. "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

Статья 71. "В введении Российской Федерации находятся:

<...:> е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации…»

Статья 72. "I. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

<...> е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта:

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства: социальная защита, включая социальное обеспечение <...>

к) ...трудовое законодательство..."

Статья 73. "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российском Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".