Система личных потребностей и принципы изучения потребителей.
Бизнес в области маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования в мировой практике осуществляются не только силами самих фирм, но и специальными фирмами, занимающимися только исследованиями.
Причинами обращения фирм к данным организациям являются:
1. объективность при проведении маркетинговых исследований;
2. оперативность при проведении маркетинговых исследований;
3. цена маркетинговых исследований.
Все виды маркетинговых исследований распадаются на три группы:
1. Синдицированные исследования выполняются на основе анализа одной информации для различных фирм.
2. Стандартные исследования – их проводят по одной методике для различных клиентов. Поэтому результаты исследований могут быть сравнимы друг с другом. Наиболее часто проводятся в оценке рекламы и рекламного контроля.
3. Индивидуальные проекты – проводят маркетинговые исследования под заказ, используются эксклюзивные методики.
Тема 4: «Анализ потребительских рынков и изучение поведения покупателей».
1. Система личных потребностей и принципы изучения потребителей.
2. Факторы, определяющие поведение покупателей.
3. Мотивация потребителей.
4. Процесс покупки. Моделирование поведения потребителей.
5. Права потребителей.
Рисунок 4.1 - Система личных потребностей.
На рынке личные потребности распадаются на абсолютные и относительные.
Абсолютные – абстрактные к конкретным потребительским стоимостям и выражают потенциальную потребительскую силу общества.(жилище, пища и т.д.)
Относительные – являются более конкретными потребностями по отношению к каждому индивидуму и отражают возможность общества в реализации потребности.
Действительные – это все то, чем общество располагает в материально-вещественной форме и представляет реальную потребительскую силу общества.
Платежеспособные – ограничиваются товарной массой, уровнем денежных доходов и ценами на товары. Они отражают фактическую потребительскую силу общества.
Личные потребности реализуются индивидуально каждым потребителем.
Существуют принципы изучения потребителей и их поведения:
1. независимость потребителя, проявляется в том, что только сам потребитель принимает решение о том где, что, когда и по какой цене он приобретает;
2. изучение (исследование) мотивации в поведении потребителей. Для изучения мотивации в поведении потребителей обязательно проводятся исследования этого поведения, и результаты учитываются при формировании рынков, товаров и услуг.
Т.к. поведение потребителя зависит от комплекса большого количества взаимосвязанных факторов, то необходимо создать условия, при которых эти факторы можно учесть. Соответственно отсюда вытекает третий принцип:
3. возможность воздействия на поведение потребителей (пример: воздействие рекламы, которая пытается нас перевести с одного круга на другой);
4.социальная законность потребительского поведения. Свобода потребителя и его независимость основаны на соблюдении его прав, т.к. социальная законность является его гарантией всестороннего удовлетворения его потребностей, т.е. потребитель должен быть защищен от обмана.