Организация маркетинговых исследований и источники маркетинговой информации.
Исследование потенциальных возможностей фирмы.
Маркетинговая информация делит фирмы на три группы:
1. действующая клиентура;
2. потенциальная клиентура;
3. фирмы-конкуренты.
Каждая фирма собирает следующие сведения по двум направлениям:
- общие сведения (наименование фирмы, телефон, адрес, электронная почта, страна регистрации, форма собственности, величина капитала);
- показатели эффективности производственно-сбытовой деятельности фирмы и конкурентоспособности на рынке:
1) номенклатура реализуемой продукции;
2) номенклатура экспорта и импорта;
3) оценка объемов выпускаемой продукции, по сравнению с фирмами аналогами;
4) оценка материально-технической базы фирмы.
Фирмы конкуренты оцениваются по конкурентоспособности основных видов выпускаемой продукции, по сравнению с данной фирмой. Значительное внимание уделяется организационным структурам управления и эффективности их функционирования.
Маркетинговые исследования – информационно-аналитическая база для стратегического планирования деятельности фирмы, а также для оперативного управления в условиях меняющейся рыночной ситуации.
Маркетинговое исследование строится на основе постоянного отслеживания спроса и предложения. Оно может быть организовано по матричной или функциональной системе, либо по их сочетанию.
I. Матричная система маркетинговых исследований строится по следующим признакам:
1. Географический – исследования ограничиваются определенными регионами.
2. Потребительский – исследования ограничиваются группами потребителей.
3. Товарный – на конкретном рынке исследуются определенные группы товаров.
II. Функциональная система обеспечивает информацией определенные функции маркетинга.
1. разработка маркетинговой структуры;
2. товарная политика и стратегия;
3. организация рекламы и стимулирование сбыта.
Одним из важных элементов маркетинга является маркетинговая информация.
Маркетинговая информация – это цифры, факты, сведения и другие данные, которые характеризуют рыночные процессы и явления, обеспечивающие аналитическую работу предприятия.
Носителями информации являются потребители. Источниками маркетинговой информации могут быть статистические данные, еженедельники, отчетные данные предприятия и т. д. В качестве источников маркетинговой информации могут выступать предприятия и фирмы, производящие и реализующие продукцию. Для исследования рынков используют конъюнктурную информацию.
Классификация источников маркетинговой информации:
1. По форме сбора информации:
Внутренняя информация – данные, которые собираются и обрабатываются внутри фирмы по результатам ее деятельности (отчетные данные);
Внешняя информация – собирается за пределами фирмы, но используется для целей данной фирмы.
2. По назначению маркетинговая информация делится:
Первичная - впервые собираются для целей данного маркетингового исследования.
Вторичная – уже имеющаяся, но она используется и анализируется и анализируется также для целей данного маркетингового исследования.