МАРКЕТИНГ

СБЫТ

Основные понятия и категории маркетинга.

Термин «маркетинг» возник в экономической литературе США на рубеже 19-20 веков. Содержание и терминология маркетинга постоянно обновляются, но первоначально они были связаны с появлением товарно-денежных отношений, развитием процессов обмена, форм сбыта и взаимодействием производителей с потребителями продукции, товаров и услуг.

В начале 20-го века под маркетингом понимали метод сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель намерен выпускать. С середины 20-го века маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия, направленные на изучение потребительского спроса и его удовлетворение. Маркетинг является инструментом, позволяющим предприятию достичь желаемого результата.

Маркетинг – социальный процесс, через который отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются или чего желают через создание и обмен товарами и стоимостями с такими же другими (Ф. Котлер, 1984г.)

Маркетинг – система организации и управления всеми сторонами деловой активности фирмы – от самых первых наметок конструкции и технологии производства нового товара до его доставки покупателю и последующего обслуживания. (П.С.Завьялов, В.Е.Демидов,1988 г.)

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер, начало 90-х г.).

Маркетинг – предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена (Дж.Эванс и Б.Берман).

Маркетинг – деятельность фирмы (производителя, посредника и пр.) на рынке, направленная на превращение потенциального покупателя в клиента фирмы (В.П.Федько, 1993 г.)

 

Маркетинг не должен отождествляться со сбытом товаров. Если функция торговли состоит в убеждении покупателя купить то, что произведено, то задача маркетинга – поставить на рынок те товары, в которых потребитель действительно нуждается.

При внедрении маркетинговой деятельности на предприятии необходимо отчетливо различать суть маркетингового и сбытового подходов в реализации произведенного продукта.



Рисунок 1.2 -Категории маркетинга

 

Нужда – чувство, ощущаемое человеком в нехватке чего-либо (физиологическая, социальная, личная)

Потребность – нужда, принимающая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и личностью человека.

Запрос – потребность, подкрепленная покупательной способностью. Данная категория - недостаточно надежный показатель.

Предложение – количество товаров и услуг, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода.

Товар – все то, что может удовлетворить потребности или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделки могут быть классическими (Д=Т) и бартерными (Т=Т). Маркетинг слагается из действий, предпринимаемых для того, чтобы добиться желаемой реакции потребителя в отношении какого-либо объекта, услуги или идеи.

Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Полезность продукта – способность товара или услуги удовлетворять потребности; удовлетворение, получаемое потребителем от пользования товаром или услугой.

Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными деятелями рынка приходится быть продавцам.

Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными деятелями рынка приходится быть покупателям.

Цена – отпускная стоимость товара, услуги; стоимость товара в денежном выражении.

 

Цепочка связей в маркетинге:

 

 

Маркетинг à нужда à потребность à

покупателя

запрос à товар à рынок

продавца

 

Главная цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами т.е произвести такой товар, который нужен потребителю.

Цели маркетинга:

1. Формирование и стимулирование спроса;

2. Обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений;

3. Расширение объемов продаж, рыночной доли и прибыли.

2. Маркетинговая среда организации и её элементы.

 

Маркетинговая среда – совокупность субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности предприятия устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами успешные взаимовыгодные отношения сотрудничества.

В основе маркетингового окружения принято выделять внутреннюю и внешнюю среду.

Внутренняясреда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности.

Сущность маркетингового управления предприятием заключается в том, чтобы приспособить компанию к изменениям внешних условий с учетом имеющихся внутренних возможностей.

К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия. Это:

  • Основные фонды предприятия
  • Состав и квалификация персонала
  • Финансовые возможности
  • Навыки и компетенция руководства
  • Использование технологии
  • Имидж предприятия
  • Опыт работы предприятия на рынке

Одной из важнейших частей внутренней среды является характеристика маркетинговых возможностей. Они зависят от наличия специальной службы маркетинга предприятия, а так же опыта и квалификации его сотрудников.

Внешняя маркетинговая среда фирмы в свою очередь состоит из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления ,которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера.