Типы исследований

 

Описательное исследование (дескриптивное) – это тип итогового исследования, основной целью которого является описание чего-либо (обычно рыночных характеристик или функций).

 

Цели описательного исследования:

 

1) дать описание отдельным группам потребителей, торговому персоналу, организациям или рынка;

2) определить долю потребителей генеральной совокупности, которая демонстрирует определенное поведение (делают покупки в престижных магазинах или процент потребителей, которые посещают универмаги в период скидок);

3) определить восприятие характеристик продукта (объекта). Например, как семьи воспринимают магазин с точки зрения различных критериев;

4) определить степень связи маркетинговых переменных. Например, в какой степени покупки в универмаге связаны с приобретением еды на вынос;

5) сделать прогнозы.

 

Описательное исследование требует точных формулировок вопросов: кто? что? когда? где? почему? каким образом?

 

¾ Кто? Кто может считаться постоянным покупателем БУМа?

a) любой, кто тратит больше 1000 рублей в месяц;

b) любой, кто проживает в центре Бежицкого района;

 

¾ Что? Какую информацию можно получить от респондентов?

a) частота, с которой делаются покупки определенных товаров;

b) средняя стоимость покупки;

c) демографические и психографические характеристики покупателя;

d) с помощью каких критериев происходит оценка места покупки;

 

¾ Когда? Когда нужно получить информацию от респондентов?

a) до покупок;

b) во время покупок;

c) сразу же после покупок;

d) спустя какое-то время после покупок, чтобы имелось время для их оценки.

 

¾ Где? Где нужно связаться с респондентом, чтобы получить требуемую информацию?

a) перед БУМом;

b) внутри БУМа;

c) дома;

d) вне ТЦ, но на его территории (например, на автостоянке).

 

¾ Зачем? Для чего мы получаем информацию от респондентов? Для чего проводится маркетинговые исследования? Возможно для того, чтобы:

a) увеличить долю постоянных покупателей;

b) улучшить имидж изучаемого объекта;

c) увеличить рыночную долю;

d) принять решение об открытии нового отдела

 

¾ Способ. Каким образом мы собираемся получить информацию от респондентов?

a) персональный/личный опрос;

b) наблюдение за поведением респондентов;

c) опрос по телефону/почте.

 

Дескриптивные исследования проводятся с применением следующих методов:

1. анализ вторичной информации

2. опросы

3. панели

4. наблюдение и др. методы.

 

Виды описательного исследования:

 

1. профильные (бесповторные) исследования – это тип исследования, включающий сбор информации из любой выборки элементов генеральной совокупности только один раз.

1) Единичное профильное исследование, в котором в генеральной совокупности определяется одна выборка респондентов и информация из этой выборки получается только однажды. Этот тип исследования называется выборочным опросом.

2) Множественное профильное исследование, в котором существует две и более выборки респондентов и информация из каждой выборки получается только один раз. Часто информация из разных выборок получается в разное время.

¾ Когортный анализ – множественное профильное исследование, состоящее из серии опросов, проводимых в определенные временные промежутки. Под когортойпонимается группа респондентов, с которой происходят одни и те же события в пределах одного и того же временного интервала.

 

Возраст Обозначение когорт
8-19 63 73 81  
20-29 45 С8
30-39 34 С7
40-49 23 С6
50-и более 18 С5
Обозначение когорт   С1 С2 С3 С4

 

2. повторное исследование – это вид исследования, включающий фиксированную выборку из элементов генеральной совокупности, характеристики которой измеряются повторно. Выборка остается неизменной с течением времени, обеспечивая, таким образом, ряд картин, которые вместе взятые дают яркую иллюстрацию ситуации и произошедших изменений.

 

Панель – выборка респондентов, которые согласились предоставлять информацию через определенные интервалы в течении продолжительного периода времени.

Главный недостаток панели заключается в том, что они бывают нерепрезентативны:

1) смерть респондента или его отсутствие (переехал);

2) отказ сотрудничать;

3) ошибки в ответах.

 

Сравнение профильного и повторного исследований

Категории сравнения Профильные Повторные
Определение изменений - +
Точность - +
Большое количество собранных данных - +
Репрезентативность выборки + -
Систематическая ошибка в ответах + -