Защита и критика идеи самодержавной власти в русской публицистике XVI века.

Край света в изображении отечественной литературы.

Изображение духовного мира героев в агиографических произведениях Епифания Премудрого.

 

Подъем национального самосознания на рубеже XIV – XV вв. Предвозрожденческие явления в культурной жизни страны: в чем они проявляются? Психологизм русской живописи этого периода. Новое «открытие человека» как самоценной личности, способной самостоятельно распоряжаться своей судьбой.

Расцвет русской агиографии под влиянием книжной культуры Болгарии и Сербии (второе южнославянское влияние). Епифаний Премудрый – наиболее яркий представитель южного стиля «плетения словес» в отечественной литературе. Выдающаяся средневековая образованность писателя. Языковая вычурность Стефана – не самоцель, а средство прославить героя и максимально полно реализовать средневековый принцип целостности изображения.

«Житие Стефана Пермского» – панегирик вжанре жития. Стефан Пермский как автономный идеальный герой русской агиографии: его интеллектуальный подвиг, психологическая победа над Памом и т.д.Завершающий «Житие» плач «инока списающа» – первое в отечественной литературе «путешествие» в творческую лабораторию писателя.

«Житие» преподобного Сергия (Варфоломея) Радонежского – опыт жизнеописания человека во всем многообразии его социальных и духовных связей. Выдающаяся фактографичность «Жития». Сергий в общественно-политической и церковной жизни России рубежа XIV - XV вв.

 

 

Геродот о качественной разнице между цивилизованным Средиземноморьем и варварскими окраинами ойкумены («История». Кн. 3: 106).

«Александрия» о путешествии Александра Македонского на край света («Письмо Александра Олимпиаде» – «Изборник», с.265-271). Рассказ Гюряты Роговича («Повесть временных лет» под 1096 г.) – первое упоминание в отечественной литературе об Уральских горах. Урал как идеальная гора. Где находится вход в золотой город Сатаны («Повесть о Савве Грудцине»)? В расщелинах каких гор мятется бог подземного царства Плутон в «Оде на восшествие… Елизаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова? Как статус Урала как «конца света» использовал П.П.Бажов?

Еще одна маргинальная зона – Индия, легендарное описание ее в «Сказании об Индийском царстве».Разрушение легенды в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина. Образ русского путешественики в этом произведении.

 

18. «Москва – третий Рим» как объединительная идея.

 

Общественно-политическая ситуация в России и мире, благоприятствовавшая формированию этой идеи.

«Послание на звездочетцев» старца псковского Елиазарова монастыря Филофея к дьяку Мисюрю Мунехину с формулировкой концепции «Москва – третий Рим».

«Сказание о князьях Владимирских» – легендарная генеалогия русских князей. Использование «Сказания» в политической борьбе за укрепление сначала великокняжеской, а затем и царской власти, претензиях России на полноправное участие в мировом политическом процессе. Сюжет «Сказания» в рельефах, украшающих «царское место» в Успенском соборе Московского Кремля.

«Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.» Нестора Искандера(?) – рассказ о неибежности гибели Константинополя, погрязшего в грехах. Композиция «Повести»: Вступление, «предсказывающее» судьбу столицы Византийской империи, и Заключение, пророчествующее о будущей мессианской роли России.

«Повесть о новгородском белом клобуке» - отголосок теории «Москва – третий Рим» в новгородской литературе.

«Москва – третий Рим» и русское мессианство нового времени.

 

 

Развитие концепции государственной власти в «Сказании о Магмет-салтане» Ивана Пересветова: всемерное усиление роли государства и самодержавного монарха. Противопоставление мудрого и грозного турецкого царя Махмет-салтана безвольному христианскому Константину-царю. В чем видит Иван Пересветов идеал государственного правления? Влияние фольклора и устной речи на стиль публициста.

Столкновение двух социальных позиций – родовитого боярства и служилого дворянства в Переписке Андрея Курбского с Иваном Грозным.. Откровенно публицистический характер их переписки. Дополнение политического спора между противниками чисто литературной полемикой – о границах «ученого» и «варварского» в литературе. Первое послание А.Курбского Грозному- блестящий образец классического риторического стиля. Своеобразие стилистической манеры Ивана Грозного, саркастически точно проанализированной А.Курбским в его втором послании к царю.

Апология московского самодержавия в «Степенной книге». Создание «Стоглава» и «Великих Миней Четиих» под руководством митрополита Макария как попытка властей взять под свой контроль культуру и литературу в Московской Руси. Дать краткую характеристику этих произведений.