Вопрос 1. Современная концепция, принципы маркетинговых исследований.

Тема 2. Маркетинговые исследования.

План:

1. Современная концепция, принципы маркетинговых исследований

2. Процесс маркетингового исследования: этапы, методы, информационное обеспечение

Литература:

1. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И. К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

2. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. – М.: Финпресс, 1998. – 523 с.

3. Коротков А. В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / А. В. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 304 с.

4. Маркетинг: учебник для вузов / Н. Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю. А. Цыпкин и др.; под ред. Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 631 с.

5. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. – СПб: Питер, 2004. – 270 с.

 

Исследования в маркетинге представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.

Под организацией маркетинговых исследований понимается организационная деятельность по обеспечению маркетинговых исследований, включая алгоритмы и этапы деятельности, требования к кадрам, структуру подразделения по маркетинговым исследованиям, характер взаимодействия со смежными подразделениями службы маркетинга.

Исходя из того, что маркетинговые исследования являются составной частью общей информационной системы, а сведения, факты, данные, собираемые для маркетинговых целей, образуют самостоятельный сектор единого информационного поля, то необходимо отметить и общность принципов, на которых базируется и информатика и маркетинговые исследования. Эти принципы следующие:

- системность, т.е. выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимного подчинения между этими элементами, каждый из которых выполняет определенную функцию и вся система наилучшим образом функционирует;

- научность т.е. объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективно полученных данных, а также выявления закономерностей развития этих явлений и процессов;

- комплексность, т.е. изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии;

- достоверность, т.е. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, основательный контроль, использование ЭВМ и созданных наукой инструментов исследования;

- объективность, т.е. требование учитывать возможные погрешности измерителя того или иного явления, не подгонять факты под заранее определённую схему и соблюдать осторожность в их интерпретации;

- эффективность, т.е. достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами;

- оперативность.