Сервисные услуги
- Предпродажные ( Подготовка к продаже, услуги при продаже)
- Послепродажные (Гарантийные, послегарантийные).
Предпродажный сервис. Предпродажный сервис заключается в устранении неполадок, вызванных транспортировкой товаров, приведении их в рабочее состояние, опробовании, демонстрации покупателю в работе и т.д. В ряде случаев предпродажный сервис включает мероприятия, способствующие обеспечению спроса на данный товар, учету пожеланий покупателей относительно модификаций поставляемых товаров, их доукомплектования и т.п.
Услуги, связанные с подготовкой товаров к продаже, собственно продажей и привлечением покупателей, включают:
—подготовку товара к продаже, придание готовой продукции товарного вида после доставки к месту продажи: распаковку товара, снятие антикоррозийных и иных покрытий, монтаж, заправку топливом, наладку и регулирование, доведение показателей до паспортного уровня, исправление повреждений, полученных при транспортировке;
—разработку системы каталогов и прейскурантов, подготовку, к при необходимости иперевод технической документации и инструкций пользования на соответствующий язык;
—подгонку по размеру, приспособление и отделку;
—демонстрацию продукции покупателям, обучение обращению с товаром;
—проведение испытаний, специальное исполнение изделия;
—технические и иные консультации покупателя;
—проявление личного внимания к покупателю;
—дегустацию (пищевой продукции);
—оформление (например, подарочная упаковка);
—измерение (например, ковров);
—организационные меры по реализации продукции и многое другое.
Обслуживание товара во время продаж: является неизменным компонентом торговли. Первое требование к продавцу — знание товара, включающее сведения о материалах, составляющих частях, методах изготовления товара, его функциях, ограничениях и использовании и т.д. Если товар продают через посредников, успех но многом зависит от обслуживания и поддержки, которую им предоставляют производители товаров.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и ГК, предприятие, осуществляющее продажу продукции, несет полную ответственность за ее качество. Оно должно предоставлять потребителю полную и достоверную информацию о товаре, осуществлять подготовку товара к продаже. Товар должен быть освобожден от тары, технически сложные изделия должны быть собраны и очищены от смазки, бутылки и банки протерты, одежда отутюжена и т.д.
Предпродажные услуги — необходимый элемент работы предприятия на рынке, позволяющий показать покупателю «товар лицом», продемонстрировать все его преимущества. Это важный фактор конкурентоспособности промышленной продукции.
Послепродажный сервис. Послепродажный сервис — совокупность услуг, оказываемых потребителю после приобретения товара (монтаж, наладка, поставка запасных частей, ремонт и т.д.).
Некоторые виды послепродажного сервиса носят название технического обслуживания (ТО). Как правило, это разного рода осмотры, ремонты, проверки в необходимых сочетаниях, определяемых временем, прошедшим сначала эксплуатации изделия и/или последнего технического обслуживания данного вида. Входящие в ТО работы определяются и видом изделия.
Для технически сложных потребительских товаров и продукции послепродажный сервис является необходимым элементом маркетинговой деятельности, без которого невозможно конкурировать на рынке. Послепродажное обслуживание позволяет поддерживать обратную связь с потребителями, получая от них достоверную информацию о достоинствах и недостатках приобретенных товаров. Цена послепродажного сервиса может включаться (или не включаться) в цену товара. Послепродажный сервис может стать для предприятия одним из источников дополнительных доходов.
Некоторые товары вообще не нуждаются в послепродажном сервисе. Различают четыре типа послепродажного обслуживания; обучение, установку, техническое обслуживание, ремонт.
Наиболее важный вид обслуживания — обучение покупателя (особенно если инструкцию трудно понять), иначе у него может появиться негативное отношение к товару. Установка и техническое обслуживание необходимы, как правило, для станков, оборудования, бытовых приборов.
Первые три типа можно отнести к гарантийному обслуживанию, а ремонт по истечении срока гарантии — к послегарантийному обслуживанию.
Виды услуг, оказываемых покупателю от момента продажи продукции до ее утилизации:
—быстрая и бесплатная доставка;
—установка изделия, обучение или инструктаж покупателя правилам и приемам грамотного использования изделия. В отдельных случаях такое обучение бывает платным, что оговаривается в контракте;
—подготовка продукции к эксплуатации;
—продажа дополнительного или вспомогательного оборудования и устройств;
—система расчетов (в кредит, на условиях лизинга);
—специальные финансовые условия (например, гарантия возврата денег);
—страхование продукции;
—инспекционные посещения с целью проверки безопасности установки и использования проданной продукции;
—гарантийное обслуживание;
—обслуживание по договору (послегарантийное обслуживание);
—предоставление запасного оборудования в случае ремонта;
—наличие и предоставление запасных частей в течение всего срока службы изделия и многое другое.
В комплексе послепродажных услуг особо выделяются гарантийные и послегарантийные услуги. Важным аспектом предлагаемых услуг является вопрос о гарантиях. Коммерческая гарантия обычно является составной частью контракта на поставку. Чаще всего гарантия предоставляется на год, хотя при определенных условиях она может быть продлена. Защита от скрытых дефектов в товаре любого «да гарантируется Законом РФ «О защите прав потребителей».
Гарантийный сервис заключается в своевременном осуществлении всех работ, от которых зависит бесперебойная эксплуатация техники. Гарантийное обслуживание осуществляется бесплатно, хотя понятно, что цена гарантийного сервиса включена в продажную цену Товара. Работники службы сервиса западных предприятий в гарантийный период регулярно без специального вызова посещают покупателя, осматривают проданную технику, контролируют правильность эксплуатации и повседневного ухода, проводят все положенные регламентные работы (регулировка, замена изношенных деталей т.д.). Как правило, в российских условиях в розничной торговле гарантийное обслуживание заключается в бесплатном устранении неполадок при вызове мастера.
В послепродажный сервис входит также первоначальное обучение торгового персонала или конечного покупателя правилам и приемам использования товара.
Послегарантийный сервис осуществляется за плату на договорной основе.