Организация педагогического исследования

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогиче­ское исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фун­даментальные исследования своим результатом имеют обобщаю­щие концепции, которые подводят итоги теоретических и прак­тических достижений педагогики или предлагают модели разви­тия педагогических систем на прогностической основе. Приклад­ные исследования работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Раз­работкинаправлены на обоснование конкретных научно-прак­тических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретиче­ские положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснова­ние актуальности темы, формулировку проблемы,определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и ана­лиза первичных данных.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспе­риментально-теоретического (или теоретического), прогностиче­ского.

На эмпирическом этапе получают функциональное представ­ление об объекте исследования, обнаруживают противоречия ме­жду реальной образовательной практикой, уровнем научных зна­ний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анали­за является гипотеза исследования как система ведущих предпо­ложений и допущений, правомерность которых нуждается в про­верке и подтверждении как предварительной концепции иссле­дования.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическо­му (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоречия ме­жду функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представле­ниях о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому эта­пу, который требует разрешения противоречия между получен­ными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его раз­витие в новых условиях.