Законы и закономерности педагогического процесса
Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.
педагогические закономерности: - обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений. Уровень образования определяется не только требованиями производства, но и интересами господствующих в обществе.
Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране, а также от действий субъективного фактора — руководителей органов образования.
Зависимость воспитательных результатов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается воспитанник. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.
Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних закономерных связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д.
Педагогическое взаимодействие- является универсальной характеристикой педагогического процесса: "ученик — ученик", "ученик — коллектив", "ученик — учитель", "учащиеся — объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность — деятельность воспитанника".
Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.
6-вопрос Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса
Личность как субъект и объект характеризуется следующими особенностями: имеет объект, располагает многообразными средствами, методами и формами действий, обладает индивидуальным стилем деятельности, в которой личностно формируется и развивается. С другой стороны, личность — объект педагогического процесса, который испытывает на себе влияние воспитания, обучения, образования и развития, целенаправленно и сознательно организуемого субъектом педагогической деятельности.
В педагогической деятельности складываются субъектно-субъектные отношения между ее участниками, которые взаимодополняют, интенсифицируют самоформирование, саморазвитие каждой из сторон.
Развивающаяся личность осуществляет и изменяет себя в деятельности — многогранной и содержательной. При педагогическом руководстве процессом развития личности следует четко представлять возможности того или иного вида деятельности и использовать их для управления этим процессом. Разностороннее развитие личности возможно только при многоплановом характере деятельности.
В юношеском возрасте учебная деятельность преобладает над другими видами труда и определяет степень влияния на развитие личности обучающегося. В психологической и педагогической лит - ре - это учение.Она направлена не только на усвоение знаний, навыков и умений, но и на формирование личностных свойств, качеств, на достижение намеченных результатов деятельности. Целью обучающегося является приобретение знаний, овладение навыками и умениями. Результат этого процесса — изменение самого субъекта в плане формирования у него знаний, умений, а также способностей, установок, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств. Иначе говоря, в учебной деятельности активно участвует и развивается личность как целое, как единство всех сфер.
Результативность деятельности личности непосредственно зависит от уровня сформированности ее творческих способностей, от которых зависит не только успешность овладения трудовыми навыками, знаниями и умениями, но и развитие личностных качеств.
Используя естественное стремление человека к самовыражению и творчеству, необходимо всеми мерами поддерживать его творческие начинания в сфере учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности.
Важно, чтобы родитель, учитель, руководитель четко и ясно представлял то, что он намерен получить от обучающегося в процессе овладения этими знаниями, навыками, умениями, и обеспечил соответствие своих педагогических целей личностным целям человека.
Изменяется соотношение педагогического руководства и самостоятельности человека в процессе его совершенствования. Так, по сравнению с первокурсниками студенты старших курсов обучения, могут проявлять больше инициативы при: восприятии знаний в большем объеме, использовании различных источников информации; организации своей деятельности; изложении учебного материала с собственными суждениями и умозаключениями, использовании данных из других учебных дисциплин; решении нестандартных задач, постановке соответствующих проблем, выдвижении гипотез и поиске путей их проверки и подтверждения; аргументировании и защите собственных взглядов, позиций.
Целесообразно организовать педагогическое руководство деятельностью школьника, студента, специалиста соответственно уровню развития его личноститак, чтобы был дан простор развитию самостоятельности, а указания, контроль, проверка были сведены к разумному минимуму. Отношение руководителя к своей профессии, к обучающимся, свойства личности старшего участвуют в педагогическом процессе как один из существенных факторов его эффективности.
Существенным фактором, влияющим на трудовую деятельность, являются взаимоотношения обучающихся между собой.Положение, занятое той или иной личностью в группе, отношение группы к этому человеку, доминирующие в группе воззрения и нормы, все многообразие межличностных отношений представляют собой условия достижения успехов в учении, формирующем личность.
Деятельность школьника, студента, специалиста многогранна. Она связана с многочисленностью изучаемых учебных дисциплин, видов деятельности, организуемых с педагогическими целями (формирование мотивов деятельности, представлений и понятий, навыков и умений, определенных взглядов, позиций, норм действий и поведения, развитие умственных способностей, эмоциональных и волевых качеств), характером труда. Ее результативность определяется также социальными условиями, в которых она осуществляется, взаимоотношениями между людьми, средствами и методами обучения, уровнем обученности и развитости людей, их индивидуальными различиями и т.д.
В системе отношений с другими людьми, группами также происходит формирование и развитие субъекта педагогического процесса — родителя, учителя, руководителя.
Вопрос