Законы и закономерности педагогического процесса

Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как обще­ственного явления состоит в обязательном присвоении подрас­тающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.

педагогические закономерности: - обусловленность содержания, форм и методов педагогиче­ской деятельности уровнем развития производительных сил об­щества и соответствующих им производственных отношений. Уровень образования определяется не только требо­ваниями производства, но и интересами господствующих в обще­стве.

Эффективность педагогического процесса закономерно зави­сит от тех условий, в которых он протекает (материальных, ги­гиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стра­не, а также от действий субъективного фактора — руководителей органов образования.

Зависимость воспитательных результа­тов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром. Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятель­ности, в которую на том или ином этапе своего развития вклю­чается воспитанник. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического про­цесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.

Для непосредственной практики организации педагогическо­го процесса большое значение имеет уяснение внутренних зако­номерных связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процес­са закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса опреде­ляются содержанием и т.д.

Педагогическое взаимодействие- является универсальной харак­теристикой педагогического процесса: "уче­ник — ученик", "ученик — коллектив", "ученик — учитель", "учащиеся — объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность — деятельность воспитанника".

Принято различать разные виды педагогических взаимодейст­вий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрос­лыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения вос­питанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодей­ствия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружаю­щими людьми и предметами.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть пря­мые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, ха­рактеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: ак­тивное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

 

 

6-вопрос Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса

Личность как субъект и объект характеризуется следующими особенностями: имеет объект, располагает многообразными средствами, методами и формами действий, обладает индивидуальным стилем деятельности, в которой личностно формируется и развивается. С другой стороны, личность — объект педагогического процесса, который испытывает на себе влияние воспитания, обучения, образования и развития, це­ленаправленно и сознательно организуемого субъектом педагогиче­ской деятельности.

В педагогической деятельности складываются субъектно-субъектные отношения между ее участниками, которые взаимодополняют, интенсифицируют самоформирование, саморазвитие каждой из сторон.

Развивающаяся личность осуще­ствляет и изменяет себя в деятельности — многогранной и содержа­тельной. При педагогическом руководстве процессом развития лич­ности следует четко представлять возможности того или иного вида деятельности и использовать их для управления этим процессом. Разностороннее развитие личности возможно только при многопла­новом характере деятельности.

В юноше­ском возрасте учебная деятельность преобладает над другими видами труда и определяет степень влияния на разви­тие личности обучающегося. В психологической и педагогической лит - ре - это учение.Она на­правлена не только на усвоение знаний, навыков и умений, но и на формирование личностных свойств, качеств, на достижение наме­ченных результатов деятельности. Целью обучающегося является приобретение знаний, овладение навыками и умениями. Результат этого процесса — изменение самого субъекта в плане формирования у него знаний, умений, а также способностей, установок, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств. Иначе говоря, в учебной деятельности активно участвует и развива­ется личность как целое, как единство всех сфер.

Результативность деятельности личности непосредственно зави­сит от уровня сформированности ее творческих способностей, от ко­торых зависит не только успешность овладения трудовыми навыками, знаниями и умениями, но и развитие личностных качеств.

Используя естественное стремление человека к самовыражению и творчеству, необходимо всеми мерами поддерживать его творче­ские начинания в сфере учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности.

Важно, чтобы родитель, учитель, руководитель четко и ясно представлял то, что он намерен получить от обучающегося в про­цессе овладения этими знаниями, навыками, умениями, и обеспечил соответствие своих педагогических целей личност­ным целям человека.

Изменяется соотношение педагогического руковод­ства и самостоятельности человека в процессе его совершенствова­ния. Так, по сравнению с первокурсниками студенты старших кур­сов обучения, могут проявлять больше ини­циативы при: восприятии знаний в большем объеме, использовании различных источников информации; организации своей деятельности; изложении учебного материала с собст­венными суждениями и умозаключениями, использовании данных из других учебных дисциплин; решении нестандартных задач, по­становке соответствующих проблем, выдвижении гипотез и поиске путей их проверки и подтверждения; аргументировании и защите собственных взглядов, позиций.

Целесообразно организовать педагогическое руководство деятельно­стью школьника, студента, специалиста соответственно уровню раз­вития его личноститак, чтобы был дан простор развитию самостоя­тельности, а указания, контроль, проверка были сведены к разум­ному минимуму. Отноше­ние руководителя к своей профессии, к обучающимся, свойства личности старшего участвуют в педагогическом процессе как один из существенных факторов его эффективности.

Существенным фактором, влияющим на трудовую деятельность, являются взаимоотношения обучающихся между собой.Положение, занятое той или иной личностью в группе, отношение группы к этому человеку, доминирующие в группе воззрения и нормы, все многообразие межличностных отношений представляют собой усло­вия достижения успехов в учении, формирующем личность.

Деятельность школьника, студента, специалиста многогранна. Она связана с многочисленностью изучаемых учебных дисциплин, видов деятельности, организуемых с педагогическими целями (формирование мотивов деятельности, представлений и понятий, навыков и умений, определенных взглядов, позиций, норм действий и поведения, разви­тие умственных способностей, эмоциональных и волевых качеств), ха­рактером труда. Ее результативность определяется также социальными условиями, в которых она осуществляется, взаимоотношениями между людьми, средствами и методами обучения, уровнем обученности и развитости людей, их индивидуальными различиями и т.д.

В системе отношений с другими людьми, группами также про­исходит формирование и развитие субъекта педагогического про­цесса — родителя, учителя, руководителя.

 

Вопрос