Маркетинговые концепции.
Оценка эффективности работы коммерческой деятельности РА
Это самый трудный вопрос рекламного бизнеса. Понятно, что РА должно делать эффективную рекламу. А что такое эффективная реклама - отдельный разговор. Оценка работы РА зависит в первую очередь от уровня подготовки самого рекламодателя. Агентство оказывает услугу клиенту, следовательно, стремится максимально удовлетворить потребности клиента. Если клиента "волнует креатив", то и агентство заботится о поиске идей, если клиента в первую очередь волнует цена, то агентство ищет наиболее дешевые варианты. Если клиенту важны короткие сроки, то РА стремится к выполнению этого требования. Если клиент ждет от рекламы увеличения своей прибыли, то РА стремится к увеличению прибыли своего клиента.
Если Вы, как рекламодатель, довольны сотрудничеством с РА, следовательно, оно работает для Вас эффективно. Но что Вы вкладываете в понятие "эффективно" - это, к сожалению, Ваша проблема. Агентств, которые занимаются просвещением своих клиентов очень мало, а небольших рекламных агентств, готовых тратить на это свое время - единицы. И Вам очень повезет, если Вам повстречается рекламист, с которым можно вести осмысленную дискуссию.
Концепция совершенствования производства основана на утверждении, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство предприятия должно сосредоточить свои усилия на повышении эффективности производства. Ориентация на производство проявляется в том, что руководство концентрируется на затратах, т.е. старается добиться экономии на масштабах за счет производства ограниченного ассортимента товаров с минимальными затратами. Данная концепция является достаточно плодотворной в ситуации «рынка продавца».
Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители будут склонны к покупке товаров, обладающих высоким качеством, лучшими эксплутационными свойствами и характеристиками, для достижения чего должна проводиться работа предприятия по постоянному их совершенствованию. Концепция характеризуется концентрацией усилий на производстве высококачественных товаров или услуг в попытке завоевать покупателей путем предложения самых лучших товаров в своей категории. Проблематично использование данной концепции в случае взаимозаменяемости различных типов изделий.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (концепция сбыта) базируется на идее, что потребители не будут покупать товары предприятия-производителя в достаточных количествах, если оно не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Многие предприятия используют эту концепцию, когда начинают испытывать трудности со сбытом. Цель их деятельности — продажа произведенных товаров, а не производство продукции, в которой нуждается рынок.
Концепция маркетинга (чистого) основана на определении и удовлетворении запросов потребителей более эффективно по сравнению с конкурентами, в результате чего фирма получает прибыль.
Концепция маркетинга отражает приверженность фирмы теории суверенитета потребителя.
Социально-этический (социально-ориетированный) маркетингпредполагает, что организация должна не только выявить и эффективнее, чем конкуренты, удовлетворить потребности целевых рынков, но также поддерживать и укреплять благосостояние отдельных потребителей и общества в целом. Концепция социально-ответственного маркетинга была призвана заменить традиционную концепцию маркетинга, в целях рационализации потребления и экологической защищенности общества от нежелательных процессов производства.
Акцент делается на комплексную маркетинговую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей целевого рынка и одновременно учитывающую социальные и этические потребности общества в целом.
Наиболее типичные и обязательные требования социально-ориентированного маркетинга.
1. Основная цель предприятия должна состоять в удовлетворении разумных, здоровых потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества.
2. Предприятие должно быть постоянно занято поиском возможностей создания новых товаров, полнее удовлетворяющих потребности покупателей. Оно должно быть готовым к систематическому внесению в товары усовершенствований в соответствии с интересами покупателей.
3. Предприятие должно отказываться от производства и продажи товаров, противоречащих интересам потребителям вообще, и, особенно, если они могут причинить вред потребителю и обществу в целом.
4. Потребители, опираясь на собственные действия и общественное мнение, должны поддерживать только те предприятия, которые подчеркнуто проявляют заботу об удовлетворении нормальных здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса.
5. Потребители, заботясь о сохранении и повышении качества жизни, не будут покупать товары предприятий, использующих экологически «нечистые» технологии даже для производства нужного людям товара.
6. Предприятие должно создавать и внедрять в практику такие программы социально-экономического развития, которые не только служат интересам самого предприятия и его трудового коллектива, но и полезны для социального развития региона, в котором данное предприятие функционирует.