Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса.
В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.
Движущие силы педагогического процесса. Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических противоречий, являющихся следствием ошибочных педагогических решений.
Общим внутренним противоречием объективного характера - несоответствие реальных возможностей воспитуемых требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества.
Главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте - несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.
К субъективным противоречиям относятся следующие: между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;
Структура педагогического процесса: ЦЕЛЬ - ПРИНЦИПЫ - СОДЕРЖАНИЕ - МЕТОДЫ - СРЕДСТВА - ФОРМЫ.
Функции:
1) просвещениевоспитанников.Усвоение ими знаний о природе, обществе, отношениях между людьми и об отношении людей к природным и социальным объектам, о способах деятельности.
2) развитие воспитанника, совершенствование его физических сил, интеллектуальных возможностей, егодуховности.
3) формирование отношений воспитанников к предметам и явлениям окружающего мира.
4) социальной адаптации -заключается в том, что педагогический процесс обеспечивает приспособление воспитанников к условиям жизни.
Понятие целостности педагогического процесса
целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.
Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.
Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.