Факторы, влияющие на выбор стран и фирм для сотрудничества
Тема 11. Этапы выхода на внешний рынок
4. Оценка и выбор иностранного партнёра. Выход на внешний рынок
1. Факторы, влияющие на выбор стран и фирм для сотрудничества.
2. Оценка и выбор потенциального иностранного партнёра.
3. Формы выхода на внешний рынок.
Основной задачей как экспортёра, так и импортёра на исходном этапе выхода на внешний рынок является поиск и выбор контрагента.
При выборе контрагента возникают два вопроса: на каком рынке (т.е. в какой стране) лучше продать или купить товар, а также с каким иностранным покупателем или поставщиком лучше заключить сделку.
Для принятия решения о международной коммерческой деятельности и ее основных направлениях решающим является сравнительный анализ уровней хозяйственного развития потенциальных партнеров, а также изучение политико-экономических и национально-культурных особенностей этих стран.
По уровню хозяйственного развития различают:
1) страны с современной промышленностью и развитыми рыночными отношениями;
2) страны с современным сельскохозяйственным производством и рыночной экономикой, развивающие свою промышленность;
3) страны, находящиеся на пути к развитым рыночным отношениям;
4) богатые страны с неразвитой промышленностью, живущие за счет экспорта сырья;
5) бедные страны, обладающие богатыми сырьевыми и трудовыми ресурсами и находящиеся на начальном этапе экономического развития.
Это деление весьма условно, однако оно даёт возможность наметить пары возможных партнеров по коммерции в определённых сферах международного обмена.
Политико-экономическую ситуацию в государствах – потенциальных партнерах по коммерции характеризуют следующие признаки:
– политическая устойчивость в стране; наибольшей политической устойчивостью сегодня обладают страны, где традиционно существуют развитые рыночные отношения и тесно связанные с ними гражданское общество и демократические свободы;
– уровень жизни населения, связанный, в первую очередь, с семейными доходами;
– «экспортно-импортный климат», складывающийся из отношения населения и властей к вывозу товаров за рубеж и к продукции иностранного происхождения;
– валютная политика государства; отсутствие или ограничения на свободную конвертацию валюты резко отрицательно сказываются на состоянии и развитии международной коммерческой деятельности;
– экономическая политика государства; большую роль в развитии международной коммерции играют государственная поддержка и льготы участникам этой деятельности, их правовая защищенность и государственные гарантии соблюдения международных законов и безопасности.
Национально-культурные особенности стран проявляются в существующем там отношении к предлагаемым товарам и услугам. Эти отношения формируются под влиянием национальных традиций, религиозных запретов, предрассудков и суеверий. Незнание национальных особенностей является весьма серьезным препятствием для успешной коммерции.
При выборе рынка следует учитывать следующие обстоятельства:
– проблемы внедрения на рынок и связанные с этим издержки;
– объем возможных поставок и продаж;
– тенденции и перспективы развития для наращивания бизнеса;
– присутствие на рынке конкурентоспособных товаров;
– риск, связанный с неопределенностью ситуации и дефицитом информации;
– ограничения, обусловленные национальными особенностями потребителей;
– языковая и культурная близость партнеров по коммерции.
Издержки и особенно расходы на заработную плату являются важными факторами при выборе иностранного партнёра по сбыту или производству.
2. Оценка и выбор потенциального иностранного партнёра
Выбор иностранного партнера включает следующие основные мероприятия:
1) выявление «общего круга» инофирм — потенциальных партнеров (в том числе и СП) из числа тех, которые занимают ведущее положение в данной отрасли и являются основными поставщиками продукции на мировой рынок;
2) анализ показателей финансового положения и хозяйственной деятельности фирм, выбор потенциальных партнеров и рассылка им официального запроса с предложением об участии во внешнеторговой сделке;
3) проведение сравнительной технико-экономической оценки, полученной в результате запроса, предложения, и окончательный выбор потенциального партнера.
Важными источниками получения необходимой коммерческой и финансовой информации о потенциальных зарубежных партнерах являются: банковская или коммерческая отсылка; балансовый отчет (balance sheet); отчеты о прибылях и убытках (income statement); отчет об изменениях в финансовом состоянии; отчет об источниках и использовании основных и оборотных фондов.