Взаимосвязь педагогики с другими науками

Педагогика, являясь самостоятельной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Педагогика имеет тесные связи и со многими другими отраслями научного знания

 

категориальный аппарат: человек, личность, индивидуальность, формирование, развитие, становление, образование, воспитание и обучение.

Развитие, воспитание человека, формирование опыта деятельности, накопление знаний являются основной целью деятельности всех педагогов.

В педагогике человек — это объект целенаправленного влияния общества, его институтов, специально подготовленных людей (педагогов) с целью его социального становления и развития. Кроме того, человек, будучи изначально активным, является и субъектом собственного становления и развития. Внешние влияния в этом случае выполняют направляющую, стимулирующую роль.

В философии, социологии, психологии, педагогике термин «личность» рассматривался многими учеными.

«Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций» (Б.Г. Ананьев).

«Личность - это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека» (П.Е. Кряжев).

«Личность – это человек, обладающий устойчивой совокупностью социально-значимых качеств, то есть формирующихся и развивающихся в обществе и необходимых для жизни в нем» (Белухин Д.А.).

Личность — это человек социальный. Именно в обществе формируются основные черты делающие человека личностью.

Личность как педагогическое понятиеопределяется какразвивающаяся система отношений с одной стороны, к миру, и с миром, а с другой – к себе и самим собой.

«формирование» - придание чему-либо четко заданного очертания.

Развитие рассматривается, как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Становление – это возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития[2]. То есть становление рассматривается как процесс начала, зарождения чего-либо[3].

«Педагогическая поддержка» - система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само».

 

Индивидуальная педагогическая помощь— сознательная попытка помочь человеку приобрести знания, установки и навыки. Помочь – это в первую очередь стимулировать ребенка для решения возникшей проблемы, передать ему необходимую для решения затруднения информацию. Это помощь в самостоятельном преодолении ребенком возникающих трудностей.

Сопровождение - деятельность, направленная на создание условий, способствующих успешному обучению, развитию ребенка в конкретной среде (М.Р.Битянова

Учитель- лицо, которое обучает чему-нибудь[4]; наставник (поучатель, руководитель), преподаватель[5]; специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися в общеобразовательных школах разного типа; это человек, берущий на себя ответственность за развитие другого человека.

Воспитатель — в широком смысле человек, осуществляющий воспитание, в более узком значении должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.

Ученик - учащийся в школе, лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний, последователь, сторонник учения или практической деятельности кого-либо.

Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств влияния на учащихся решаются задачи обучения и воспитания.

Преподавание - управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых

Учебная деятельность - это деятельность, направленная на преобразование опыта обучаемого в процессе активного, преднамеренного, осознанного присвоения им социального опыта при непосредственном или опосредованном взаимодействии с педагогом.

Образование - это процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков.

Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Обучение -специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого осуществляется его образование.

Воспитание – организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства[6].

Воспитание в широком смысле -процесс и результат развития личности происходящий в процессе усвоения социального опыта. В этом случае можно рассматривать воспитание как социализацию.

Социализация –это процесс и результат усвоения индивидом социальных норм и ценностей, необходимых ему для жизни в обществе.

Педагогический процесс - предельно широкое понятие наряду с такими, как: педагогическая система, образование, развитие.

Педагогический процесс - это процесс, реализующий цели образования и воспитания в педагогических системах. (Данное определение целевое).

Педагогический процесс - совокупность урочных занятий, внеучебной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективом по единому плану. (Структурное определение).

Педагогический процесс это взаимодействие субъектов, в ходе которого происходит обучение и воспитание.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

 

Вопрос