По форме предполагаемого ответа

- Открытые (не предлагают вариантов ответов, используется при поисковых исследованиях);

- Закрытые (предлагают готовые варианты ответов);

- Полузакрытые (предлагают готовые варианты ответов и возможность высказывания отличного метода).

Закрытые вопросы:

- простой альтернативный вопрос (выбор из двух возможных взаимно исключаемых вариантов ответа);

- многовариантный альтернативный вопрос (выбор из представленного набора ответов только одного);

- вопрос-меню (возможность выбора из представленного набора ответов нескольких);

- ранжирующие вопросы (респондента просят упорядочить ответы на основе субъективного мнения);

- шкалированные вопросы.

Виды шкалированных вопросов:

Шкала наименований –только описывает объект, количественные показатели не используются. Объекты делятся на взаимоисключающие группы, что позволяет провести их группировку на отдельные категории.

Например:

1.Пожалуйста, укажите ваш пол: мужской, женский
2. Выберете марки электронной продукции, которые вы обычно покупаете:
-Сони
-Панасоник
-Филлипс
-Орион
-и т.д.
3. Согласны или не согласны вы с утверждением, что имидж фирмы “Сони” основан на выпуске продукции высокого качества:

- согласен;

- не согласен

Шкала порядка -позволяет провести ранжирование респондентов и их ответов. Позволяет упорядочить каждую пару шкалы относительно друг друга. Виды шкал порядка:

Шкала ранжирования(респондентам предлагается проранжровать ряд объектов в порядке убывания)

Например:

1. Пожалуйста, проранжируйте фирмы-производители электронной продукции в соответствии с системой вашего предпочтения. Поставьте “1” фирме, которая занимает первое место в системе ваших предпочтений; “2” – второй и т.д.:
-Сони
-Панасоник
-Филлипс
-Орион
-и т.д.

Метод попарных сравнений
2. Из каждой пары бакалейных магазинов обведите кружком тот, который вы предпочитаете:
Крогер и Первый национальный
Первый национальный и A&P
A&P и Крогер

Шкала самооценки(симметричное распределение положительных и отрицательных оценок отношения к изучаемому объекту)

Например:

Как Вы относитесь к отдыху в Египте:

- полностью положительно;

- в целом положительно;

- затрудняюсь ответить;

- скорее отрицательно, чем положительно;

- полностью отрицательно.

Сравнительная шкала (параметры шкалы задаются парой хорошо известных респонденту объектов (эталонов), респондента просят указать место третьего объекта)

Например:
Расположите марку йогурта Х на шкале согласно Вшим представлениям о ее полезности для здоровья в сравнении с указанными аналогами:

 

Марка А__________________________________ Марка Б

 

Метод постоянной суммы (респондентам предлагается распределить некоторую сумму баллов между некоторыми объектами с учетом их значимости)

Например:

Распределите 100 баллов между названными ниже марками пельменей согласно тому, насколько они вам нравятся (максимальный балл – наиболее предпочтительной марке)

Сумма баллов Марка пельменей
Дарья Три поросенка Богатырские Царские Сам-самыч
         

 

 

Шкала интервалов –позволяет не только ранжировать объекты, но и определить количественные показатели отличий.

Шкала Лайкерта (изучается степень согласия или несогласия респондентов с определенными высказываниями, шкала носит симметричный характер и измеряет интенсивность чувств респондентов)

Например:

Вопросник для выявления мнения потребителя относительно товара определенной марки

Заявление Сильно согласен В какой-то мере согласен Отношусь нейтрально В какой-то мере не согласен Сильно не согласен
1. Джинсы (указывается конкретная марка) хорошо выглядят
2. Данные джинсы имеют разумную цену
3. Следующая пара ваших джинсов будет данной марки
4. Данные джинсы легкоузнаваемы
5. В данных джинсах вы чувствуете себя хорошо

 

Семантический дифференциал (содержит серию двухполярных определений, характеризующих различные свойства изучаемого объекта)

Например:

Оцените ресторан «Вулкан» по следующим характеристикам

Высокие цены             Низкие цены
Неудобное месторасположение             Удобное месторасположение
Теплая атмосфера             Холодная атмосфера
Ограниченное меню             Разнообразное меню
Быстрое обслуживание             Медленное обслуживание
Пища низкого качества             Пища высокого качества
Посещение в особых случаях             Ежедневное посещение

 

Шкала отношений –единственная шкала, которая имеет нулевую точку, что, позволяет проводить количественные сравнения полученных результатов.

Например:

1. Пожалуйста, укажите ваш возраст_________ лет
2. Приблизительно укажите сколько раз за последний месяц вы делали покупки в дежурном магазине в интервале времени от 20 до 23 часов
0 1 2 3 4 5 другое число раз _______
3. Какова вероятность того, что при составлении завещания вы прибегнете к помощи юриста?
______________ процентов

 

 

2. По форме вопроса:

- вопросы в прямой форме;

- вопросы в косвенной форме.

3. По форме представления вопроса:

- текстовые вопросы (в виде строчного текста);

- графические шкалы (одномерные, многомерные – шкала восприятия);

- табличные вопросы (используется при личном и телефонном опросе);

- анимационные вопросы (на основе рисунка);

- мнемонические шкалы (выражают эмоциональную реакцию респондентов).