По форме предполагаемого ответа
- Открытые (не предлагают вариантов ответов, используется при поисковых исследованиях);
- Закрытые (предлагают готовые варианты ответов);
- Полузакрытые (предлагают готовые варианты ответов и возможность высказывания отличного метода).
Закрытые вопросы:
- простой альтернативный вопрос (выбор из двух возможных взаимно исключаемых вариантов ответа);
- многовариантный альтернативный вопрос (выбор из представленного набора ответов только одного);
- вопрос-меню (возможность выбора из представленного набора ответов нескольких);
- ранжирующие вопросы (респондента просят упорядочить ответы на основе субъективного мнения);
- шкалированные вопросы.
Виды шкалированных вопросов:
Шкала наименований –только описывает объект, количественные показатели не используются. Объекты делятся на взаимоисключающие группы, что позволяет провести их группировку на отдельные категории.
Например:
1.Пожалуйста, укажите ваш пол: мужской, женский
2. Выберете марки электронной продукции, которые вы обычно покупаете:
-Сони
-Панасоник
-Филлипс
-Орион
-и т.д.
3. Согласны или не согласны вы с утверждением, что имидж фирмы “Сони” основан на выпуске продукции высокого качества:
- согласен;
- не согласен
Шкала порядка -позволяет провести ранжирование респондентов и их ответов. Позволяет упорядочить каждую пару шкалы относительно друг друга. Виды шкал порядка:
Шкала ранжирования(респондентам предлагается проранжровать ряд объектов в порядке убывания)
Например:
1. Пожалуйста, проранжируйте фирмы-производители электронной продукции в соответствии с системой вашего предпочтения. Поставьте “1” фирме, которая занимает первое место в системе ваших предпочтений; “2” – второй и т.д.:
-Сони
-Панасоник
-Филлипс
-Орион
-и т.д.
Метод попарных сравнений
2. Из каждой пары бакалейных магазинов обведите кружком тот, который вы предпочитаете:
Крогер и Первый национальный
Первый национальный и A&P
A&P и Крогер
Шкала самооценки(симметричное распределение положительных и отрицательных оценок отношения к изучаемому объекту)
Например:
Как Вы относитесь к отдыху в Египте:
- полностью положительно;
- в целом положительно;
- затрудняюсь ответить;
- скорее отрицательно, чем положительно;
- полностью отрицательно.
Сравнительная шкала (параметры шкалы задаются парой хорошо известных респонденту объектов (эталонов), респондента просят указать место третьего объекта)
Например:
Расположите марку йогурта Х на шкале согласно Вшим представлениям о ее полезности для здоровья в сравнении с указанными аналогами:
Марка А__________________________________ Марка Б
Метод постоянной суммы (респондентам предлагается распределить некоторую сумму баллов между некоторыми объектами с учетом их значимости)
Например:
Распределите 100 баллов между названными ниже марками пельменей согласно тому, насколько они вам нравятся (максимальный балл – наиболее предпочтительной марке)
Сумма баллов | Марка пельменей | ||||
Дарья | Три поросенка | Богатырские | Царские | Сам-самыч | |
Шкала интервалов –позволяет не только ранжировать объекты, но и определить количественные показатели отличий.
Шкала Лайкерта (изучается степень согласия или несогласия респондентов с определенными высказываниями, шкала носит симметричный характер и измеряет интенсивность чувств респондентов)
Например:
Вопросник для выявления мнения потребителя относительно товара определенной марки
Заявление | Сильно согласен | В какой-то мере согласен | Отношусь нейтрально | В какой-то мере не согласен | Сильно не согласен |
1. Джинсы (указывается конкретная марка) хорошо выглядят | |||||
2. Данные джинсы имеют разумную цену | |||||
3. Следующая пара ваших джинсов будет данной марки | |||||
4. Данные джинсы легкоузнаваемы | |||||
5. В данных джинсах вы чувствуете себя хорошо |
Семантический дифференциал (содержит серию двухполярных определений, характеризующих различные свойства изучаемого объекта)
Например:
Оцените ресторан «Вулкан» по следующим характеристикам
Высокие цены | Низкие цены | ||||||
Неудобное месторасположение | Удобное месторасположение | ||||||
Теплая атмосфера | Холодная атмосфера | ||||||
Ограниченное меню | Разнообразное меню | ||||||
Быстрое обслуживание | Медленное обслуживание | ||||||
Пища низкого качества | Пища высокого качества | ||||||
Посещение в особых случаях | Ежедневное посещение |
Шкала отношений –единственная шкала, которая имеет нулевую точку, что, позволяет проводить количественные сравнения полученных результатов.
Например:
1. Пожалуйста, укажите ваш возраст_________ лет
2. Приблизительно укажите сколько раз за последний месяц вы делали покупки в дежурном магазине в интервале времени от 20 до 23 часов
0 1 2 3 4 5 другое число раз _______
3. Какова вероятность того, что при составлении завещания вы прибегнете к помощи юриста?
______________ процентов
2. По форме вопроса:
- вопросы в прямой форме;
- вопросы в косвенной форме.
3. По форме представления вопроса:
- текстовые вопросы (в виде строчного текста);
- графические шкалы (одномерные, многомерные – шкала восприятия);
- табличные вопросы (используется при личном и телефонном опросе);
- анимационные вопросы (на основе рисунка);
- мнемонические шкалы (выражают эмоциональную реакцию респондентов).