Электронные платежи

Структура и объемы электронной коммерции

Для государства

Для общества

Для потребителей

Для организаций

Для общества

Для потребителей

Для организаций

Преимущества и недостатки электронной коммерции

Преимущества е-коммерции по сравнению с традиционными видами деловой активности достаточно значимы.

– Глобальный масштаб

– Сокращение издержек

– Бизнес всегда открыт

– Быстрый вывод товара на рынок

– Повсеместность

– Анонимность

– Большой выбор товаров и услуг

– Более дешевые продукты и услуги

– Оперативная доставка

– Широкий перечень предоставляемых услуг (например, образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание)

– Повышение уровня жизни

– Онлайн продажа/заказ товаров/услуг уменьшает автомобильный трафик и снижает загрязнение окружающей среды

 

К недостаткам электронной коммерции относятся:

– Возможные сомнения сторон по поводу принадлежности того или иного проекта к компании (негативная анонимность)

– Некоторая сложность в ведении и узаконивании деятельности предприятия в интернете

– Недоверие потребителя к услугам, продаваемым посредством интернета

– Невозможность «потрогать» товар руками

– Ожидание доставки приобретенной продукции

– Привлекательная платформа для мошенничества (снижение уровня сетевой безопасности)

– Вытеснение с рынка коммерческих оффлайн предприятий

– Недополучение в бюджет государства налоговых выплат при ведении «серых» схем учета

По данным агентства Invesp.com, в 2011 году объем продаж в сфере электронной коммерции в мире составляет 680,6$ млрд. долларов США. По прогнозам этого агентства, данная сумма будет только расти, и к 2015 году достигнет отметки в 1,5 трлн. долларов США

На 2011 год в России насчитывается порядка 30 000 интернет-магазинов, большая часть из которых находится в регионах страны. По статистике, за год в России закрывается порядка 10% интернет-магазинов, но вместо них открывается 20-30% новых. Сам рынок электронной коммерции в РФ прогнозирует свой рост в 2 раза за ближайшие четыре года.

Объем рынка электронной коммерции в Республике Беларусь – 1,3 млрд. руб. в 2009 г. На сегодняшний день в байнете более 2000 интернет-магазинов. Представлены практически все категории товаров и услуг (см. рисунок 1). Большинство магазинов открыты на крупных порталах (tut.shop.by, shop.by и т.д.). Практически все магазины принадлежат ИП или небольшим предприятиям. Крупные сети не осуществляют продажи со своих сайтов. 95% платежей в интернете делают за услуги и только 5% платежей за товары.

Рис. 1. Структура платежей за товары в феврале 2010 г. в РБ.

Развитие электронной коммерции привело к созданию систем электронных (цифровых) платежей. Отличие таких систем от традиционных состоит в том, что весь процесс проходит в цифровой форме.

Существует три типа электронных платежных средств:

– Комбинация технологии обычных и электронных платежей. Например, платеж осуществляется традиционным способом, а подтверждение владельцу о проведении платежа высылается по электронной почте. Или, напротив, платеж осуществляется электронным способом, а подтверждение – по обычной почте.

– Расширение традиционного способа передачи денежных средств. В данном случае это может быть передача номеров кредитных карточек электронным способом через сеть Интернет, а также использование смарт-карт, которые могут хранить и передавать всю информацию о своем владельце. Вся операция по проведению расчетов осуществляется в электронном виде.

– Различные виды цифровой наличности и электронных денег. Разница между первыми двумя типами и последним заключается в том, что в последнем случае действительно переводятся деньги, а не только информация о них.