Электронные платежи
Структура и объемы электронной коммерции
Для государства
Для общества
Для потребителей
Для организаций
Для общества
Для потребителей
Для организаций
Преимущества и недостатки электронной коммерции
Преимущества е-коммерции по сравнению с традиционными видами деловой активности достаточно значимы.
– Глобальный масштаб
– Сокращение издержек
– Бизнес всегда открыт
– Быстрый вывод товара на рынок
– Повсеместность
– Анонимность
– Большой выбор товаров и услуг
– Более дешевые продукты и услуги
– Оперативная доставка
– Широкий перечень предоставляемых услуг (например, образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание)
– Повышение уровня жизни
– Онлайн продажа/заказ товаров/услуг уменьшает автомобильный трафик и снижает загрязнение окружающей среды
К недостаткам электронной коммерции относятся:
– Возможные сомнения сторон по поводу принадлежности того или иного проекта к компании (негативная анонимность)
– Некоторая сложность в ведении и узаконивании деятельности предприятия в интернете
– Недоверие потребителя к услугам, продаваемым посредством интернета
– Невозможность «потрогать» товар руками
– Ожидание доставки приобретенной продукции
– Привлекательная платформа для мошенничества (снижение уровня сетевой безопасности)
– Вытеснение с рынка коммерческих оффлайн предприятий
– Недополучение в бюджет государства налоговых выплат при ведении «серых» схем учета
По данным агентства Invesp.com, в 2011 году объем продаж в сфере электронной коммерции в мире составляет 680,6$ млрд. долларов США. По прогнозам этого агентства, данная сумма будет только расти, и к 2015 году достигнет отметки в 1,5 трлн. долларов США
На 2011 год в России насчитывается порядка 30 000 интернет-магазинов, большая часть из которых находится в регионах страны. По статистике, за год в России закрывается порядка 10% интернет-магазинов, но вместо них открывается 20-30% новых. Сам рынок электронной коммерции в РФ прогнозирует свой рост в 2 раза за ближайшие четыре года.
Объем рынка электронной коммерции в Республике Беларусь – 1,3 млрд. руб. в 2009 г. На сегодняшний день в байнете более 2000 интернет-магазинов. Представлены практически все категории товаров и услуг (см. рисунок 1). Большинство магазинов открыты на крупных порталах (tut.shop.by, shop.by и т.д.). Практически все магазины принадлежат ИП или небольшим предприятиям. Крупные сети не осуществляют продажи со своих сайтов. 95% платежей в интернете делают за услуги и только 5% платежей за товары.
Рис. 1. Структура платежей за товары в феврале 2010 г. в РБ.
Развитие электронной коммерции привело к созданию систем электронных (цифровых) платежей. Отличие таких систем от традиционных состоит в том, что весь процесс проходит в цифровой форме.
Существует три типа электронных платежных средств:
– Комбинация технологии обычных и электронных платежей. Например, платеж осуществляется традиционным способом, а подтверждение владельцу о проведении платежа высылается по электронной почте. Или, напротив, платеж осуществляется электронным способом, а подтверждение – по обычной почте.
– Расширение традиционного способа передачи денежных средств. В данном случае это может быть передача номеров кредитных карточек электронным способом через сеть Интернет, а также использование смарт-карт, которые могут хранить и передавать всю информацию о своем владельце. Вся операция по проведению расчетов осуществляется в электронном виде.
– Различные виды цифровой наличности и электронных денег. Разница между первыми двумя типами и последним заключается в том, что в последнем случае действительно переводятся деньги, а не только информация о них.