Требования к уровню усвоения программы и формы контроля
Пояснительная записка
Русская литература (Русская литература Серебряного века) занимает важное место в подготовке бакалавра-филолога, так как формирует историко-типологические представления о развитии национальной литературы периода рубежа XIX-начала XX веков. Преобладанием на данном этапе литературного процесса модернистских и авангардных течений обусловлена актуальность курса. Курс читается с учетом межпредметных связей с такими дисциплинами, как Русская литература XIX века, Зарубежная литература XIX века, Мировая художественная культура, Литературоведение.
Целью дисциплиныявляется создание целостного представления о литературном процессе эпохи Серебряного века в его внутренних эстетических закономерностях и в связи с особенностями культурно - исторического развития России конца 19 – начала 20 вв.
Задачи дисциплины:
1) Познакомить с философией и эстетикой новых направлений и школ в литературе Серебряного века (символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм, имажинизм).
2) Рассмотреть трансформацию реалистической поэтики в рамках искусства слова рубежа веков.
3) Дать представление о философско-эстетическом контексте эпохи (В.Соловьев, Н.Бердяев, Д.Мережковский и др.).
4) Обучить основным принципам прочтения нереалистической литературы.
Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен:
Знать
1) типологические тенденции литературного развития периода 1890-1917 годов, ведущие стилевые направления эпохи Серебряного века (символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм, имажинизм, реализм),
2) философско-эстетический контекст эпохи;
3) основополагающие понятия, термины и категории историко-литературного и теоретического характера;
4) творческую биографию писателей и поэтов конца 19 – начала 20 вв: В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Блока, А.Белого, В.Маяковского, В.Хлебникова, А.Ахматовой, Н.Гумилева, М.Горького, И.Бунина, Л.Андреева и др.
Уметь
1) уметь анализировать как реалистические, так и нереалистические произведения, созданные в рамках модернистской и авангардной поэтики: символистский роман, лирику символистов, акмеистов и футуристов;
2) выражать и обосновать свою позицию по вопросам курса, учитывая различные точки зрения литературоведов по проблеме;
Иметь представление
1) о современном состоянии изучения истории русской литературы рубежа 19-нач.20 веков;
2) о современных литературоведческих концепциях в изучении словесной культуры эпохи Серебряного века.
Владеть навыками
1) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;
2) историко-литературного и историко-типологического, интертекстуального и мифопоэтического методов при анализе фактов литературы;
3) применения специальной терминологии при анализе текстов.
4) применения знаний в групповых и индивидуальных заданиях (разработка сценария литературной композиции, создание мультимедийных презентаций, участие в «круглых столах» и дискуссиях).
Воспитательное значение курса заключается в развитии у студентов не только эстетического вкуса при изучении образцов литературы символизма, акмеизма, футуризма,
реализма, но и в овладении различными формами автопрезентации (чем столь богата культура Серебряного века).
Программный материал усвоен, если студент владеет навыками и умениями анализа текстов, изучаемых в курсе русской литературы Серебряного века, использует при анализе полученные ранее знания (по Русской литературе 19 века, Зарубежной литературе 19 века), пользуется специальной терминологией, применяет прочитанную по курсу учебную и научно-критическую литературу. Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, при проведении «круглых столов», дискуссий, презентаций, в ходе подготовки проекта. Итоги курса подводятся по модульно-рейтинговой системе. В 5 (ДО) и ? (ЗО) семестрах формой контроля является экзамен. Он включает в себя два историко-литературных вопроса из разных разделов курса в теоретическом освещении.