Лирика Маяковского, ее жанрово-тематическая система. Своеобразие ЛГ. Новаторство поэтич-го языка, стиха, ритмики, рифмы.

Современные проблемы маяковедения. Научная литература о Маяковском.

Тип повествования, система образов в романе Горького «Дело Артамоновых».

За границей Горький приступает к созданию монументальных эпических произв-й переломной эпохи. 1й Т (1925) – «Дело Артамоновых». Горьковеды считают, что весьма значительна творч-я ист-я этого Т:

1. Замысел восходит к нач 1900-х гг, когда Г писал «Фому Гордеева». Замысел обсуждался с Толстым. Г рассуждает о 3х поколениях купеческой семьи. Толстой поддержал эту идею. Но в Т романа Никита Артамонов явно отл-ся от того героя, кот так понравился Толстому.

Г обращается к революции. Его занимает деградация буржуазной личности. И он делится этим замыслом с Лениным. В 15-16 гг Г делает ряд набросков. Лишь после революции эта идея вырождения буржуазного рода сменилась на широкое эпическое повествование о ист-х судьбах буржуазии в России.

Артамоновы строят ткацкую фабрику.

В романе Г рисует 3 поколения рода Артамоновых: 1-е – Илья Артамонов – старший (сильный, предприимчивый, любит трудиться). На земле – твое, и под землей – твое. Но ч/з менее чем 50 лет всё изменится. Артамоновы будут вытеснены настоящими хоз-ми жизни – пролетариями. Разрастается фабрика, появ-ся образы рабочих, напр Захар морозов. – Петр Артамонов – внешне напоминает отца, но т/о внешне. Растерянный, тяжеловесный, мысли его запутаны. Петр откровенно тяготится тем, что ему приходится делать. Если для Ильи дело – страсть, то для петра – тяжелый долг. Алексей Артамонов – племянник Петра. Никита – больной, кот уйдет в монастырь. 3-е – Дети Петра – Яков и Алексея – Мирон. Яков не способен ни к какому делу, это совершенно ничтожная личность.

Г пользуется своеобр приемом: он проводит своих героев 3х поколений ч/з сходные ситуации, например, 3е поколения характер-ся разным отн-м к женщине. Илья Артамонов вступает в незаконную связь со своей свахой Ульяной. Петр женится на Наталье, но скоро его любовь превр-ся в безразличие, и Петр ищет страсти на стороне. А Яков довольствуется связью с содержанкой, причем делит ее с жандармским офицером.

Другой прием: каждый из 3х Артамоновых убивает или пытается убить человека. Но Илья убивает, защищая свою жизнь; Петр же убивает сына одного из фабричных служащих, к кот-му ревнует своего старшего сына. А Яков пытается стрелять в жандарма, он его т/о ранит, но потом откупается.

Г в своем романе показ-т героя, «выломившегося» из своего класса. Это Илья-внук, сын Петра. Очень умный, динамичный, он восстает против семьи и класса.

Этот роман – небольшой. Г ищет тип эпического повеств-я с од стор; с др стор Г ищет способы изобр-я образа народа. Г создает интересные образы: зримый образ растущее фабрики; шум фабрики; несколько фигур рабочих.

В т 2 враждебных потока: народ и пролетарии. Обращаясь к анализу образа народа, нужно сразу выделить фигуру Тихона Вялова – дворника – свидетеля всех артамоновых дел и действий.

Символический смысл приобретает смерть Ильи – старшего, он погиб, поднимая котел для фабрики.

На 1 место можно поставить проблему изучения М в школе и в ВУЗЕ. В совр время сложились опр-е стереотипы шк-го и ВУЗ-го изуч-я М. Уверенный, несомневающийся агитатор, горлан, главарь. Нужно менять список произведений для анализа наследия М. Поэтому думающие литераторы стараются ввести раннюю лирику М. Если в советское время изучались поэмы о Ленине и революции, то сейчас нужно больше внимания уделить лирико-философским поэмам «Люблю», «Про это». 2. Актуальным остается создание научной биографии М. В советское вр факт трагич-го ухода М из жизни отсекался от факта его жизни, судьбы. У основания маяковедения лежат работы А. М. Метченко и В. О. Перцова. В них наметились принципы изучения биографии М. Исслед-ли изучают стихотворные Т-ы М в контексте его биографии. Отсюда попытка деления ТВ-ва М не дореволюционное и ТВ-во советской эпохи, отсюда противопоставление поэзии советского периода поэзии 10х гг. Работы Метченко и Перцова сыграли свою позиивную роль в освоении наследия М. Но в 60-е ггприходит новое поколение исследователей, кот-е стремятся к анализу поэтики стих-й М. В 60-е гг напечатана монография Паперного «Поэтический образ М». Это исследование ничинает серию работ, анализирующих метафору М. В 60е гг в 68 томе лит-го наследия напечатана часть переписки М и Л. Ю. Бриг. Это привело к большому скандалу, к исключению Паперного из партии. Эти письма сняли с М хрестоматийный глянец.

Интерес к поэтике М продолж-ся в 60, 70 и 80е гг, что привело к публикации работ Гончарова, Карпова, Денисова. Попыткой создания науч биографии , в которой описываются биогр-е факты М, стала книга Александра Михайлова.

М. обращался и к драматургии. Он написал 2 сатирич-х пьесы «Клоп» и «Баня». В финале своем они содержат обращение к образу будущего. Пафос защиы революции от демократии становится основополагающим в содерж-и пьес. Начало одного из действий пьесы – это сплошные рекламные лозунги. Присыпкин хочет жениться на Эльзевире Ренессанс. Но на свадьбе происходит пожар и все погибают. Спустя 50 лет под землей обнаруживают замороженную человеч-ю фигуру. Это Присыпкин. Его оживляют.

М писал пьесы для театра Мейерхольда. В последний год жизни М дорабатывал Т «Бани», кот-й тоже посв-н борьбе с издержками бюрократии. Музыку для постановки «Бани» писал Шестакович. Если сценическая ист-я пьесы «Клоп» довольно удачна, то «Баня» не может похвалиться хорошими постановками. М использует приемы худ-й условности.

 

 

Взгляд на Маяковского его совр-в – людей рев-й эпохи и людей советской и постсоветской эпохи весьма отличается. В 20е гг поэзия хар-ся наличием творческих индивидуальностей, кот могли бы претендовать на звание 1-го поэта эпохи. В 20е гг стремились противопоставить поэзию М и поэзию Есенина.

М приходит в русскую поэзию в нач 1910х гг в кружке футуристов. М очень талантлив, это сразу поняли многие. Талантливость М понял и Горький, кот говорит: «Какой же М футурист? Он просто талантливый поэт». Главным конф-м творч-ва М в 1910хгг становится конфликт ЛГ и мира – они несовместимы. В поэзии Маяковского 20-х годов появляется лирический герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - "Люблю" (1922), "Про это" (1923), "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928) и другие. В результате поездок Маяковского в капиталистические страны (США, Германия, Франция, Куба и другие) появляются циклы стихов "Париж" (1924-25) и "Стихи об Америке" (1925-26). Маяковский выступал как полпред молодого социалистического государства, бросающий вызов буржуазному строю. Мир стал приобретать черты капиталистического города, отсюда – урбанистич-я тема. Ранние стихи М имеют черты эпатажа. Тогда же, в 10е гг определилист особ-ти поэтики М. М уходит от классич строфы, рифмы и рифмовки, он «ломает» строфу. М много рассуждает о смысле значений поэтич-го слова, придавая слову др смысл. М хотел привлечь внимание чит-ля к каждому слову, ищет новые ритмы. Поэтому каждое слово выносится на новую строку, а это требует другой манеры чтения. У М рифмующиеся слова могут находиться далеко друг от друга, но в то же время он не отказывается от классич рифмы. Кроме того, М показывает, что рифмоваться могут не т/о окончания, но и др части слова, в т ч корень. Исследователи высказали предположение, что стих М близок к тонической системе. В то же время они находят в его наследии стихотв-я, написанные по законам силлаботоники. Гончаров говорит, что в рассуждениях об особ-х стиха следует добавить понятие «стих Маяковского». М, как и др футуристы (Хлебников, Крученых) отдает дань словотворчеству. В поэзию М очень рано вошли неологизмы. В больш-ве случаев они остаются в контексте одного стих-я. Лишь 1 неологизм «прозаседавшиеся» вошел в активный состав РЯ. М написал статью «Как делать стихи», где говорится о рифме, о том, как создавать неологизмы. Вся поэзия М создана так, что ощущается установка на звучащий образ. Возникает вопрос: как же читать стихи М? Поэтому в 20-30 гг возникла школа, где учили читать стихи М. 1)Сложная система пауз 2)Логическое ударение должно падать на все слова 3) Следует помнить о силе голоса – некоторые слова с логич-м уд-м должны произноситься громче. Наряду с неологизмами М обновил метафору, кот-я явл хозяйкой стиха. У М метафора тесно связана с ассоциацией. Метафоры располаг-ся на большом куске Т и очень часто приобр-т композиц-й смысл. Приметы поэтич-го мира М: космизм и гиперболизм образов.