В.А.Сухомлинский
Поставь перед собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя.
Деятельности
Образ жизни и его отражение в профессиональной
Лекция 5
1. Здоровье человека как ценность.
2. Здоровый образ жизни.
3. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности.
Здоровье — величайшая ценность, «Здоровье — наивысшее благо», — говорили древние. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.
Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недуга».
Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья, и продолжают появляться все новые. Как показывает анализ определений здоровья, наиболее часто в них встречаются следующие признаки:
1. Отсутствие болезни — традиционный взгляд. Здоровье — это нормальное физическое состояние, т.е. состояние целостности и свободы от физических и психических заболеваний или болезней.
2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность — к статистической. Здоровье — функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства.
3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Здоровье — это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций.
4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов. Здоровье — состояние динамического равновесия внутри каждой данной подсистемы: органа, личности, социальной группы, общества.
5. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье — взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биологических или психологических характеристик до социокультурной реальности.
Состояние здоровья зависит от множества внутренних и внешних факторов, которые в разной степени оказывают влияние на здоровье и могут улучшить или ухудшить его.
Таблица 1.
Наиболее важные факторы, влияющие на здоровье человека
(Н. Моаск, 1987)
Система | Положительное влияние | Отрицательное влияние |
Человек | ||
Биологическая система | Иммунитет, хороший статус питания | Плохое питание, подверженность инфекциям |
Познавательная система | Осознание своего «я», положительное отношение к здоровью, адекватные знания | Несоответствующее отношение к здоровью, неправильная информация |
Человек в целом | Эмоциональная стабильность, физическая форма | Общая уязвимость |
Поведение | ||
Привычки | Здоровые привычки | Курение, алкоголь, переедание, неподвижность |
Работа | Плодотворная и без стрессов | Перегрузка, опасная и со стрессами |
Восстановление | Достаточный сон и восстановление | Недостаточный сон и восстановление |
Социокультурная система | ||
Культура и пратика | Положительные показатели, нормы, образ жизни, религия | Нестабильные показатели, нестабильная религиозность, нездоровый образ жизни |
Социальная есть | Социальная интеграция, социальные связи | Социальная изоляция, отсутствие социальной поддержки |
Организация работы | Наличие работы, положительный климат на работе, удовлетворенность | Безработица, стрессы на работе, неудовлетворенность |
Службы здоровья | Адекватная служба здоровья, социальные службы, обучение | Отсутствие или неприемлемость |
Социоэкономи-ческие структуры | Адекватные материальные ресурсы, доход, социальная безопасность | Отсутствие или неравномерное распределение ресурсов |
Физико-биологическая среда | ||
Физические ресурсы | Адекватная пища и потребительские товары | Недостаточная и нездоровая пища, лёгкий доступ к сигаретам, алкоголю |
Микросреда | Адекватное жилище и связь, вода, транспорт, удаление отходов | Неадекватное жилище и связь, вода, транспорт, удаление отходов |
Макросреда | Здоровый климат, охрана природы | Загрязнение среды, эксплуатация природы |
Эксперты Всемирной организации здравоохранения в 1980-х гг. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы.
Таблица 2.
Факторы, влияющие на здоровье
Сфера влияния факторов | Факторы, укрепляющие здоровье | Факторы, ухудшающие здоровье |
Генетические (15—20%) | Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания | Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям |
Состояние окружающей среды (20-25%) | Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. | Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки |
Медицинское обеспечение (10-15%) | Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь | Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание |
Условия и образ жизни (50—55%) | Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни | Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт, неправильное питание, вредные привычки |
Виды здоровья: физическое, психическое, социальное, нравственное.
Физическое здоровье — это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.
К основным факторам физического здоровья человека относятся:
1. уровень физического развития,
2. уровень физической подготовленности,
3. уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,
4. уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.
Психическое здоровье — способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления..
Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться:
1. отсутствием психических или психосоматических заболеваний;
2. нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;
3. благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.
Социальное здоровье — это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру. Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению. Социальное здоровье измеряется способностью выживания в социально-экономической и политической среде и может быть выражена отношением того, что личность получает от общества и что она дает обществу.
Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками социального здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Профессиональное здоровье характеризует функциональное состояние человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.
Главным показателем профессионального здоровья является работоспособность человека.
Профессиональная работоспособность определяется тремя группами показателей: физический статус, психологический статус и социальные факторы.
Физический статус чаще обозначается как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются:
1. Физическое развитие, т.е. антропометрические данные — рост, масса, объем грудной клетки, талии, жизненная емкость легких.
2. Физическая подготовленность — сила (в ее различных проявлениях), быстрота, выносливость, координация, гибкость.
3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты — аэробная производительность, оцениваемая по максимальному потреблению кислорода (МПК), анаэробная производительность, оцениваемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170, оценивающий физическую работоспособность.
Психологический статус (часто обозначают как умственную работоспособность). К нему относятся:
1. Степень адекватности состояния психической активности (от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям.
2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переключение, концентрация, устойчивость.
3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективный (идеальный) образ объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него.
4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу.
5. Память (ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению).
6. Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
7. Свойства личности, которые влияют на поведение человека и эффективность его деятельности, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.
Социальные факторы, из которых наиболее важны следующие:
1. Полная или достаточная укомплектованность коллектива.
2. Профессиональная подготовленность специалистов.
3. Материально-техническая обеспеченность.
4. Эффективное управление.
5. Межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе.
6. Мотивация к деятельности.
Таким образом, количество показателей, влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, достаточно велико.
Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.
Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля.
Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.
Здоровый образ жизни– типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
К основным составляющим здорового образа жизни относят:
1. режим труда и отдыха;
2. организацию сна;
3. режим питания;
4. организацию двигательной активности;
5. выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;
6. профилактику вредных привычек;
7. культуру межличностного общения;
8. психофизическую регуляцию организма;
9. культуру сексуального поведения.
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека.
В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.
В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.
В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.
Таблица 3.
Критерии здорового образа жизни
Критерий | Содержательные характеристики |
Организационный | Стратегический способ организации жизнедеятельности, целостное восприятие жизни |
Гигиенический | Рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены |
Коммуника тивно-деятельностный | Широкая палитра различных видов деятельности, успешность в учебной деятельности, способность к продуктивному общению, установлению глубоких межличностных взаимоотношений, регулярная оздоровительная деятельность, наличие поисковой активности, творческие способности |
Адаптационно-ролевой | Гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, способность быстро приспосабливаться к меняющейся социальной ситуации, гибкость в поведении, конгруэнтность |
Культурно-эстетический | Широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде |
Ценностно-мотива-ционный | Приоритет духовных ценностей, уважение человеческой личности, ответственное отношение к среде обитания, наличие валеологического идеала, устойчивая мотивация саморазвития и здравотворчества |
Эмоционально-волевой | Эмоционально-психологическая устойчивость, преодоление жизненных трудностей на эмоционально-положительном фоне, внутренний «голос контроля», спонтанность, развитая саморегуляция |
Индивидуально-личностный | Достаточный уровень самопринятия и самоуважения, способность ценить и сохранять уникальность своей личности; сензитивность к самому себе, стремление к творческой самореализации |
Средством саморазвития личности выступает самовоспитание, которое представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающими. В процессе самовоспитания человек анализирует свои поступки, выделяет положительные качества и недостатки, от которых нужно избавиться; ставит цели и разрабатывает программу деятельности по совершенствованию одних и устранению других качеств.
Как и любая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и результатами. Мотивы самовоспитания широки и многообразны. Они возникают на основе самых различных потребностей:
1. в саморазвитии, самоутверждении, самосовершенствовании, самоактулизации;
2. связанных с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением;
3. личностно-престижного характера.
Необходимым условием возникновения мотивов самовоспитания является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности.
К способам самовоспитания относятся:
1. самостимулирование — процесс, в результате которого личность самостоятельно определяет себе мотивы для занятий самовоспитанием, взвешивает все положительные и отрицательные стороны достигнутых результатов;
2. самоубеждение, когда используются логические доводы, убеждающие в необходимости самоизменений;
3. самопрограммирование, когда на основе создания собственной программы осуществляется акт планирования деятельности, направленной на достижение результатов;
4. самонаблюдение за процессом саморазвития и осуществления задуманного;
5. самоанализ и самоконтроль, которые в своей совокупности позволяют вносить необходимые коррективы, как в ход самой деятельности, так и в программу саморазвития;
6. самоотчет и самооценка того, что было сделано, тех качеств и особенностей поведения, которые были приобретены.
Культура самовоспитания включает в себя индивидуально подобранные способы постановки целей, выбора средств и получения результатов, утверждения и преобразования себя, своих личностных качеств, психических процессов и особенностей деятельности и поведения. Другими словами, культура самовоспитания — это стремление к самоутверждению и самосовершенствованию.
Структура культуры самовоспитания включает: культуру выбора и постановки целей самовоспитания; культуру самопознания; культуру способов и средств самовоспитания; культуру условий, в которых осуществляется самовоспитание. Культура выбора и постановки целей самовоспитания заключается в способности личности ставить адекватные настоящему состоянию цели самовоспитания, обусловленные этапом развития человека.
Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.
Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности.
Физиология – биологическая наука, изучающая функции человеческого организма в различных их проявлениях.
Использование различных средств физической культуры, занятия разными видами спорта тесно связаны с физиологическими закономерностями функционирования организма человека. Еще в 1809 г. Жан Батист Ламарк опубликовал материалы, в которых отметил, что у всех живых существ, обладающих нервной системой, органы, которые упражняются, — развиваются, а органы, которые не упражняются, — слабеют и уменьшаются. Это положение стало основой для физиологического постулата: «Работа строит орган».
При восстановлении работоспособности различают активный и пассивный отдых, а также некоторые дополнительные средства восстановления работоспособности, которые условно можно отнести к пассивному отдыху.
Активный отдых. В 1903 г. основоположник отечественной физиологии И.М. Сеченов на самом себе произвел опыт. Правая рука ученого поднимала и опускала груз. Длительная работа приводила к снижению высоты подъема груза, наступало утомление.
Оказалось, что для быстрого восстановления работоспособности утомленных мышц правой руки лучше не пассивный отдых, а отдых, при котором левая рука производит аналогичное движение правой руки. Подобный отдых получил наименование активного (феномен Сеченова).
Объяснение обнаруженного феномена раскрывается в мудрой фразе самого исследователя: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы; я же помещаю его исключительно в центральную нервную систему».
К настоящему времени накопился солидный экспериментальный материал различных исследователей в области физиологии труда и спорта, который позволил возвести «активный отдых» в ранг одной из целевых задач физической культуры.
Выводы об эффективном использовании активного отдыха при восстановлении работоспособности:
1. Эффект активного отдыха зависит от величины нагрузки.
2. Использование в интервалах отдыха упражнений, близких по структуре к основной работе.
3. Эффект активного отдыха зависит от степени развития утомления.
4. Влияние активного отдыха не ограничивается только восстановлением мышечной работоспособности, а приводит к глубокой позитивной перестройке функций дыхания и кровообращения — к более значительным сдвигам вегетативных функций (частота пульса, минутный объем дыхания), чем при пассивном отдыхе.
5. Существует определенная зависимость от индивидуальных проявлений работоспособности.
Пассивный отдых. Переход на другие виды деятельности, связанные с физическими или умственными нагрузками (легкая бытовая работа, чтение интересной для вас периодической печати или литературы, просмотр телевизионных передач, посещение зрелищных мероприятий и т.п.), может быть также отнесен к пассивному отдыху со всеми его рекреационными признаками; сон. Сон — это особое состояние мозга, при котором происходит торможение нервных клеток больших полушарий головного мозга. Во время сна становится реже дыхание и сердцебиение, понижается кровяное давление, замедляется ток крови, особенно в таких жизненно важных органах, как мозг, печень, почки, снижается температура тела, наиболее полно расслабляются мышцы.
Дополнительные средства восстановления: аутогенная тренировка, успокаивающий массаж, баня или теплый душ, ионизированный воздух, использование биологически активных веществ и дополнительной витаминизации.
Благодаря физической тренировке значительно увеличиваются функциональные возможности организма, улучшается регуляция протекающих в нем процессов и совершенствуются механизмы, поддерживающие и восстанавливающие постоянство его внутренней среды, повышаются резервные возможности, позволяющие лучше приспосабливаться не только к большим физическим перегрузкам, но и к перегреванию, переохлаждению, перепадам атмосферного давления, эмоциональным напряжениям и стрессам.
Тренировка приводит к увеличению способности органов чувств различать более мелкие характеристики динамики мышечных сокращений (веса и размеров предметов, амплитуды движений, положения тела в пространстве и др.). При этом человек получает способность к лучшему усвоению новых движений и перестройке уже имеющихся. Тренированные люди при различных двигательных нагрузках расходуют гораздо меньше энергии, чем нетренированные, и легче для себя могут выполнять более тяжелую и продолжительную работу.
Систематическая физическая тренировка оказывает свое влияние на должное соотношение в организме жировой и мышечной ткани. Это находит свое отражение в хорошем телосложении, в качественных особенностях движений, в уровне развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Центральная нервная система регулирует, управляет и совершенствует двигательную деятельность человека через двигательные единицы. Двигательная единица состоит из двигательной нервной клетки, нервного волокна и группы мышечных волокон. Каждая мышца включает в себя от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч двигательных единиц. Чем большее напряжение должна развить мышца, тем большее количество двигательных единиц включается в работу.
Посредством изменения силы и частоты биоэлектрических импульсов в нервных клетках возникают процессы возбуждения и торможения. Возбуждение — деятельное состояние клеток, когда они трансформируют и передают электрические импульсы другим клеткам; торможение — обратный процесс, направленный на снижение биоэлектрической активности и восстановление затраченной энергии. В процессе физической тренировки совершенствуется взаимодействие этих двух основных процессов. Именно посредством координации возбуждения и торможения регулируется работа многих мышечных групп и функциональных систем при формировании и совершенствовании какого-то отдельного движения или его различных сочетаний в трудовой деятельности, а также в ходе специальной физической тренировки.
Вся деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, протекает по принципу взаимосвязи условных рефлексов с безусловными рефлексами. Рефлекторная природа двигательной деятельности лежит в основе любого мышечного действия.
Двигательный стереотип — это стойкая последовательность автоматического выполнения ряда движений на уровне навыка. То есть образуется стойкая система нервных процессов — строго определенная последовательность рефлексов. Достаточно подействовать только первому раздражителю, как приходит в действие вся цепочка нервных процессов, участвующих в движении.
Фаза генерализации характеризуется расширением возбудительного процесса. При этом происходит вовлечение в работу даже «лишних» групп мышц, неоправданно большое напряжение работающих мышц и т.п.
Фаза концентрации, когда возбуждение благодаря дифференцированному торможению концентрируется в нужных зонах головного мозга.
В фазе автоматизации навык настолько уточняется и закрепляется, что выполнение необходимых движений становится как бы автоматическим и не требует деятельного контроля сознания.
Таким образом, новые сложные координации всегда формируются на фоне прежде сложившихся связей в ЦНС и опорно-двигательном аппарате.
Биомеханика — учение о двигательных возможностях и двигательной деятельности человека и животных.
Термин биомеханика составлен из двух греческих слов: bios — жизнь и mexane — орудие. Как известно, механика— это раздел физики, изучающий механическое движение и механическое взаимодействие материальных тел. Отсюда понятно, что биомеханика — это раздел науки, изучающий двигательные возможности и двигательную деятельность живых существ.
Биомеханикадвижений, основываясь на данных анатомии и теоретической механики, исследует структуру органов движения, характер приложения мышечных сил, вызывающих движения в суставах, кинематику сочленений, распределение массы тела по его звеньям, закономерности движения этих звеньев и тела в целом, определяет характер, направление и значение действующих сил.
Ходьба и бег относятся к циклическим локомоциям. Ходьба отличается от бега тем, что не имеет периодов полета. В каждом шаге возникает период двойной опоры: переносная нога уже поставлена на опору, а толчковая еще не отделилась от нее. Цикл ходьбы состоит из трех фаз: задний шаг, передний шаг и переход опоры (двойная опора). Фаза переход опоры по длительности примерно в 5 раз меньше одиночной опоры.
Бег состоит из периодов полета и опоры. Период полета состоит из двух фаз: разведения и сведения стоп. С момента постановки стопы на опору начинается период опоры. Он состоит так же из двух фаз: подседания и отталкивания с выпрямлением опорной ноги. При сохранении общего построения (деление на фазы и их взаимодействие) бег с разной скоростью имеет существенные различия в длине, частоте шагов, их ритме, кинематических и динамических характеристиках. Средняя скорость бега колеблется от 10 м/с (в беге на 100м) до 5 м/с (в марафоне). Длина шага меняется значительно: 100м - 2,20м, 5000м - 2,05м. Частота шагов меняется существеннее: 100м - 4,3 1/с, 5000 - 2,8 1/с. В достижении высокой частоты шагов большую роль играют безопорные фазы полета, активность сведения стоп в полете. Время опоры почти в 2 раза меньше, чем время полета, причем это наиболее резко проявляется в спринте.
В зависимости от того, какая часть всей мышечной массы активна, физическую работы делят на локальную (менее 1/3), региональную (от 1/3 до 2/3) и глобальную (более 1/3). Ходьба и бег относятся к мышечной деятельности глобального характера.
Важнейшей динамической характеристикой ходьбы и бега является сила взаимодействия с опорой.
В прыжках расстояние преодолевается полетом. При этом достигается либо наибольшая длина прыжка (прыжок в длину с разбега, тройной прыжок), либо наибольшая высота (прыжок в высоту с разбега, прыжок с шестом), либо значительная и длина и высота (опорный прыжок в гимнастике). В спортивных прыжках различается подготовка к отталкиванию, отталкивание от опоры, полет и амортизация (после приземления).