Картины Босха

Извлечение камня глупости. 1475-1480. Прадо. Мадрид

Брак в Кане. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

·

Семь смертных грехов. 1475-1480. Прадо. Мадрид

Распятие с донатором. 1480-1485. Королевские музеи изящных искусств. Брюссель

Ecce Homo. 1480-1485. Штеделевский художественный институт. Франкфурт

·

Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент

Триптих «Воз сена». Центральная часть

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи. До нашего времени сохранились:

· Воз сена (1500—1502), Эскориал, Мадрид

· Распятая мученица (1500—1503), Дворец дожей, Венеция

· Сад земных наслаждений (1500—1510), Музей Прадо, Мадрид

· Страшный суд (1504), Академия изобразительных искусств, Вена

· Святые отшельники (ок. 1505), Дворец дожей, Венеция

· Искушение святого Антония (1505—1506), Национальный музей древнего искусства, Лиссабон

· Поклонение волхвов (ок. 1510), Музей Прадо, Мадрид

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

 

Пи́тер Бре́йгель Старший, известный также как «Мужицкий» ок. 1525—1569) — южнонидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского).

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 г. (точная дата неизвестна). В качестве версий относительно места его рождения называют город Бреда в современной нидерландской провинции Северный Брабант, а также деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х гг. он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Полагают, что в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1553 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Мэйкен).

В 1556 году Брейгель работает в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежащей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры Большие рыбы поедают малых и Осёл в школе. Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так гравюра Большие рыбы поедают малых была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель пишет цикл из семи гравюр со Смертными грехами.

В 1563 году переселяется с семьёй в Брюссель.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина Голова крестьянки 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал. В 1565 году были написана серия Картины месяцев или времён года, от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима», и Сенокос — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся Падение слепых, Птицелов и разоритель гнёзд, Калеки и Мизантроп.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, Сорока на виселице, Карел ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. До нас она не дошла, к тому же у ван Мандера соседствуют правда и вымысел.

Некоторые известные работы

· «Путь на Голгофу» («Несение креста»), 1564, Музей истории искусств, Вена

· «Триумф смерти», 1562, Музей Прадо, Мадрид

· «Самоубийство Саула», 1564, Музей истории искусств, Вена

· «Обращение Савла», 1567, Музей истории искусств, Вена

· «Перепись в Вифлееме», 1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

· «Избиение младенцев» 1566, Музей истории искусств, Вена

· «Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим

· «На пути в Египет», 1563, Институт искусства Курто, Лондон

· «Падение Икара», 1558, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

· «Падение мятежных ангелов», 1562, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

· «Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена

· «Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен

· «Крестьянский танец», 1567, Музей истории искусств, Вена

· «Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена

· «Поклонение волхвов», 1564, Лондонская Национальная галерея, Лондон

· «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565

· Цикл картин «Перевёрнутый мир» (1556):

o «Битва Масленицы и Поста», Музей истории искусств, Вена

o «Игры детей» Музей истории искусств, Вена

o «Нидерландские пословицы» Берлин-Далем

· Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять:

o «Охотники на снегу», 1565, Музей истории искусств, Вена

o «Возвращение стада», 1565, Музей истории искусств, Вена

o «Сенокос», 1565, Národní galerie (Национальная галерея), Прага

o «Жатва», 1565, Музей Метрополитен, Нью-Йорк

o «Хмурое утро», 1565, Музей истории искусств, Вена

· «Мизантроп», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь

· «Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь

· «Калеки», 1568, Лувр, Париж

· «Вино на празднике Святого Мартина», 1563-1565 годы, Мадрид[2]

 

Вывод: «Северное Возрождение» = это «магический реализм»

Черты нового стиля в живописи Северной Европы в эпоху Возрождения были созданы на основе традиций нидерландской живописи и достижений итальянских мастеров . Это был вызов классической традиции.

Австрийский искусствовед Макс Дворжак: «... гении Севера побеждают гениев Юга; Ян ван Эйк торжествует над Микеланджело, Брейгель – над да Винчи; жанровые картины, которые до сих пор считались второсортными, снова обретают популярность и постепенно вытесняют исторические и мифологические. И это не временный феномен, это победа, предопределившая направление эстетических поисков на многие века».

·
   

Портрет Эпохи Возрождения. Общая характеристика

В эпоху Ренессанса родился европейский реалистический портрет. Это произошло с признанием ценности внутреннего мира отдельного человека.

Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем»

«ПортретДжиневры Бинчи»

Леонардо да Винчи.

 

Боттичелли. «Портрет Симонетты Веспуччи», Берлин

По мере все возрастающего индивидуализма в портретном искусстве возможность выражения субъективного мира выражается все ярче, отчетливо появляясь в живописи XVI столетия.

Пока флорентийцы и умбрийцы последней четверти XV века все шире используют в портрете интерьер и пейзаж, Боттичелли резко меняет направление своего стиля. С 1475-х он «свертывает» и сохнательно оплощает пространственную композицию, навсегда убирает пейзаж, упрощает интерьер, убирая из него перспективность и трехмерность и превращая в линейно прорисованну рамку позади фигуры. Реальные объем и пространство деформируются и абстрагируются. Полуфигура заполняет все поле картины и стискивается между передним планом и геометризированным фоном. Художник тяготеет к линейно-ритмическому выражению образа.

С ранним творчеством Боттичелли связана линия поэтически идеализированного женского портрета, в котором смягчено индивидуальное. Это приближает такие образы к собирательному типу лица, который встречается в религиозных картинах мастера. Особенно легко было превратить реальное лицо в воображаемый портрет в профильных композициях. Все эти «портреты Симонетты Веспуччи» по сути являются идеально-поэтическими образами. Например, портрет из Франкфурта характеризует скрытая мифологизация образа, эти женщины кажутся этюдами для Венер в экзотических костюмах и невиданных прическах[39].