Краткая характеристика периодов эпохи возрождения

I. Начало Предвозрождения (проторенессанс) – Дученто (XIII в.)

Дученто(ит. ducento — двести) — итальянское название XIII века, которое в истории культуры и искусства используется для обозначения определённого периода в развитии итальянского искусства Возрождения. Дученто — начало Проторенессанса.

Дученто, как и треченто, сыграло большую роль в развитии итальянского искусства. В это переходное время был подготовлен будущий подъём ренессансного искусства, зародился особый интерес к античности, человека стали воспринимать как сознательную и мыслящую личность. В период дученто темпы развития архитектуры, живописи и скульптуры не совпадали. Ранее всего искусство дученто проявилось в скульптуре, а именно в творчестве Никколо Пизано и его ученика Арнольфо ди Камбио. Однако ведущим видом изобразительного искусства дученто была архитектура.

ü Переходный период

ü Возможность парадоксального и пародийного исполнения традиций средневековой культуры

ü Расцвет Флоренции

ü Политическая борьба гвельфов и гибеллинов

ü Поэзия «нового сладостного стиля» (у Гвидо Гвинецелли, Гвидо Кавальканти, Данте Олигьери)

ü Новое понимание любви и образа Прекрасной Дамы

ü Новые поэтические жанры → сонет

Данте:

1) биография «Новая жизнь» - первая европейская автобиография и комментированный поэтический цикл; образ Беатриче; «новый сладостный стиль»

2) трактаты «Об итальянском языке», «О монархии», «Пир» - учение о 4-х смыслах произведения

3) «Божественная комедия» - это синтез средневекового мировоззрения и предвестия эпохи Возрождения; это античная традиция + средневековое видение; большая роль мистических чисел в композиции и в строфике (терцина); четыре смысла «Божественной комедии»; аллегоричность и символичность; движение от античного антропоцентризма → через средневековый теоцентризм → к ренессансному антропоцентризму.

4) Данте – «последний поэт Средневековья и 1 поэт нового времени» = «центральный человек мира» (Джордж Рескин, Энгельс) = «велик как мир» (Т.Карлейль)

 

ІІ. Раннее Возрождение - Треченто, XIV век:

Трече́нто (ит. trecento — букв. триста, а также 1300-е гг.) — принятое в итальянском языке наименование XIV в.

В истории искусства и культуры «треченто» используется для обозначения определённого периода в развитии итальянского искусства Возрождения — периода Проторенессанса. Ведущим видом изобразительного искусства треченто была живопись: наиболее типична — сиенская школа живописи. В это время творил великий флорентиец, родоначальник реалистического направления Джотто ди Бондоне.

В литературе треченто произошёл поворот к гуманизму: творили Петрарка, Боккаччо.

Фрачсеско Петрарка: первый европейский гуманист; поэтическое новаторство в «Книге песен» - лирическая исповедь Петрарки; поэтический образ Лауры; индивидуализация чувств и стиля; развития жанра сонета; стих о судьбе Италии; поэма «Африка» на латинском языке; книга диалогов «О презрении к миру»; трактат «О средствах против счастья и несчастья» аллегорическая поэма в терцинах «Триумфы» (размышления о любви, слове, боге)

Джованни Бокаччо:

- Поэма в октавах «Филострато» - «новелла в форме рыцарского романа» (А.Н.Веселовский)

- Основоположник психологизма – повесть «Фьямитта»

- Трагический пастораль «Фьезеландские нимфы»

- «Декамерон»:

ü Создатель жанра новеллы, прием «фалькон» - неожиданный поворот действий;

ü Цикл новелл в «Декамероне» - большая роль рамочной новеллы о чуме во Флоренции в 1348 году

ü Гуманистическая концепция мира и человека; реабилитация земного, плотского начала; защита естественного чувства; оптимизм; комическое и трагическое в судьбе человека и мимолетных жизненных ситуаций; антиклерикальные мотивы, мозаическая композиция; осуждение книги церковью, образы рассказчиков как воплощение идеала человека эпохи Возрождения

 

ІІІ. Высокое Возрождение - Кватроченто, XV век

Кватроче́нто, также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др. Мировоззренческие принципы и тенденции кватроченто оказали несомненное влияние на искусство последующих веков — от классицизма и романтизма до определённой направленности в развитии культуры вообще. В изобразительном искусстве этот период знаменуется окончательным переходом от гармоничной условности и образного строя средневековья, в значительной степени подчинённых идеалам духовности и каноническим нормам раннехристианской культуры (переход этот наметился ещё в эпоху проторенессанса — дученто и треченто),— к системе взглядов, представлений и правил, послуживших основой для формирования концепции фигуративного искусства, т. н. реализма, и, в свою очередь, ставших питательной средой для такого направления, как академизм.

Кватроченто характеризуется расцветом архитектуры, живописи и скульптуры. В этот период в Италии работала целая плеяда выдающихся мастеров, и среди них — архитектор Брунеллески, скульптор Донателло. В XV в. только начали работать Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи.

- Донато Браманте (1444 – 1514) – архитектор, в центре Рима - Собор Святого Петра

- Джорджоне (1476/77 – 1510)

- Расцвет гуманизма; Платоновская академия во Флоренции; роль философии Платона и неоплатонизма в развитии гуманизма.

- Расцвет живописи, скульптуры, архитектуры

- Художники и архитекторы Брунеллески, Альберти, Донателло, Веррокьё, Мантстьи, Ботичелли, начало творчества Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорд Жопе, ранний Тициан

- Образы Мадонны, святого Себастьяна

- Античные и библейские образы

- Портрет в живописи

- Мазуччо, «300 новелл»

- Лоренцо Медичи Великолепный → кружок гуманистов. Карнавальная песнь «Триумф Вакха и Ариадны»

- Рыцарские поэмы итальянского Возрождения: «Большой Моргант» Луиджи Пульчи, «Влюбленный Роланд» Маттео Боярдо (переосмысление)

 

IV. Позднее Возрождении - Чинквеченто, XVI век

Чинквече́нто (итал. cinquecento — букв. пятьсот, а также 1500-е годы) итальянское название XVI века. Историками искусства и культуры используется для обозначения определённого периода в развитии итальянского искусства Возрождения — периода конца Высокого Возрождения и Позднего Возрождения. В это время работали величайшие мастера Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти и Тициан, при жизни прозванные современниками «божественными»; а также Веронезе и Тинторетто, чьё творчество относится к Позднему Возрождению, заключительному периоду в истории итальянского Ренессанса.

- Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

- Рафаэль (1483 – 1520) Санти

- Микеланджело Буанаротье –(1475 – 1564)

- Тициан (1476/77 – 1576)

- Андрео Палладио (1508 – 1580) – Венеция – архитектор

- Паоло Веронезе (1528 – 1588)

- Тинторетто (1518 – 1594)

- Искусство маньеризма – «манера» (фантастичное)

- Бальтасар Кастильоне «Книга о придворном» - образ «универсального человека»

- Кризис: сожжение произведений искусства Савонаролой

- Усиление кризиса: - философский труд «Князь» Макиавелии; позднее творчество Микеланджело, Тициана; Тинторетто, Караваджо – живопись; стихи – Микеланджело

- Джордж Вазари «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих» как памятник литературы

- Маньеризм как приближение конца эпохи Возрождения

- Дж. Бруно - мыслитель и поэт

- Достижения итальянской литературы:

ü Петраркизм (традиции)

ü Лодовико Ариосто «Неистовый Роланд» = поэма в октавах

 

Вопрос 2.

І период – Проторенессанс, начало - Дученто

 

Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284) — основатель школы итальянской скульптуры, отец скульптора Джованни Пизано.

На фасаде собора Святого Мартина им были выполнены рельефы «Рождество» и «Поклонение волхвов» (северный тимпан). В Пизе скульптор обосновался между 1245 и 1250 годами.

Кафедра баптистерия в Пизе

Эта первая подписанная скульптором работа считается одним из шедевров, в ней Пизано удалось сочетать традиционные сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля. В углах арок расположены фигуры четырёх основных добродетелей (из них самая известная — аллегория Силы в образе обнажённого Геркулеса), Иоанна Крестителя и архангела Михаила. На рельефах изображены сцены из жизни Христа: Благовещение и Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный Суд. Рельефы кафедры, за исключением Распятия и Страшного Суда, отражают

 

Вопрос 3.

І период – Проторенессанс - Треченто

Джотто ди Бондоне или просто Джотто (ок.1267 — 1337) — итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи: Джотто по заказу главы ордена францисканцев Джованни Муровале создал сцены из жизни святого Франциска. Исследователи отмечают необычный, очень светлый колорит фресок, который достигается тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов.