Архитектура Арабского Востока

- новые типы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети;

- минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву;

- медресе — здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.

- большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектуры, синтез искусств в монументальном зодчестве

- важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то монохромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий

- сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами.

В XVI веке большинство стран Арабского Востока было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культуры и искусства.

История средневекового искусства Египта начинается коптским периодом. Искусство коптов — египтян, исповедующих христианство, — развивалось в IV—VII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи. В середине VII века Египет вошел в состав арабского халифата, но уже в IX веке он фактически был самостоятельным феодальным государством. С середины Х века, став центром могущественного государства Фатимидов, Египет начал играть особенно крупную роль в средневековой истории Ближнего Востока. В XI—XII веках он вел обширную торговлю с Византией и Западной Европой; в руках египтян оказалась также транзитная торговля Средиземноморья со странами Индийского океана. Позднее, в XIII веке, после разрушения Багдада монголами, главный город Египта — Каир — претендовал на роль обще мусульманской столицы. Однако еще важнее было то, что Каир стал средоточием культуры, одним из крупнейших центров развития науки и искусства арабского мира.

Наряду с точными науками в Каире процветало изучение истории; в XIV веке из Туниса в Египет переехал ибн Халдун, которого называют первым в мире социологом; в Каире писал свои труды и крупный историк средневековья Ахмед Макризи. Средневековый Египет дал миру превосходные литературные произведения: цикл арабских рыцарских романов и окончательную редакцию народных сказок “Тысяча и одна ночь”.

Архитектура Средневекового Египта

Лучшие памятники средневековой архитектуры Египта сохранились в Каире:

- мечеть Амра считается одной из самых старых арабских колонных мечетей, сохранивших величие и простоту, в ней более ста мраморных колонн, увенчанных резными коринфскими капителями, которые поддерживают высокие полукруглые арки.

- большая мечеть Ибн Тулуна, построенная в 876-879 годах в резиденции этого первого независимого от Багдадского халифата правителя средневекового Египта, огромный квадратный двор площадью почти в гектар, окружен стрельчатой аркатурой, имеющей в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбы—пилоны, в мечети легко размещаются тысячи молящихся мусульман.

- в архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, возвышающийся рядом со зданием, между двойными стенами. Исследователи считают, что первоначально он имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница.

- базилики в Белом и Красном монастырях на краю Ливийской пустыни и многочисленные купольные гробницы

- с развитием архитектуры был связан расцвет скульптурного узора и настенных росписей, исполненных на религиозные сюжеты

Ткани и вышивка: наряду с узорными льняными и шелковыми тканями в египетском текстиле были очень распространены различные виды вышивок. Выделывались также драгоценные, затканные тяжелыми золотыми и серебряными нитями ткани с очень тонкой основой, на которой рельефно выступали пышные узоры.

Художественные изделия из бронзы: декоративные фигуры и сосуды в виде различных животных и птиц. Характерным примером является водолей в виде павлина (X—XI века, Лувр); его ручка заканчивается стилизованной головой сокола или кречета, вцепившегося клювом в шею павлина. Над округлым туловищем птицы с объемно переданными крыльями поднимается длинная, изящно изогнутая шея, несущая небольшую голову с полуоткрытым клювом. Оперение передано тонким чеканным орнаментом.

Художественная обработка металла: использовалась также в отделке монументальных зданий. Выдающимся примером этого рода являются бронзовые инкрустированные двери мечети султана Хасана в Каире, украшенные виртуозно исполненным многоплановым геометрическим орнаментом, ажурной резьбой и поясами декоративных надписей.

Искусство обработки горного хрусталя: из больших кристаллов искусно вырезались кувшины, бокалы, кубки, флаконы, различные шахматные и иные фигуры, их поверхность часто гранилась или покрывалась гравировкой.

Художественное стекло, имевшее в Египте давние традиции, достигло своего наибольшего расцвета в XIII—XIV веках, когда к известным ранее приемам украшения — гранению, гравировке, рельефу, цветному и витому стеклу — присоединилась роспись золотом и цветными эмалями.

В XIII-ХV столетиях искусство расписной керамики: исполнялись сосуды с тонкой многоцветной росписью, изображавшей животных и птиц среди растительных мотивов.