Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Примерный список вопросов к итоговой аттестации.

 

 

Вопросы теоретического характера (с 1 по 21)

Вопросы практические (с 22 по 41)

 

1. Эстетика и поэтика французского символизма. Традиция и новаторство. Модификация романтических идей – теории соответствий, суггестии, музыкальности в поэзии Бодлера, Верлен. «Алхимия» Слова в поэзии Рембо.

2. Национальные особенности бельгийского (Метерлинк), австрийского (Э.-М. Рильке) и английского символизма (О.Уайльд)

3. Исторический авангард и его основные направления в первой трети ХХ века.

4. Экспрессионизм как художественное направление. Новый подход к отражению действительности; новая функция искусства и художника.

5. Дадаизм как форма анархического тотального бунта. Словесные игры, коллаж, монтаж – как основные средства художественной выразительности.

6. Дадаизм как питательная почва для формирования сюрреализма. Понятие сюрреальности, автоматического письма.

7. Новая модель романа в творчестве отцов модернизма М.Пруста, Ф.Кафки, Д.Джойса. Новая концепция реальности, человека, категории, пространства и времени. Новые способы художественной выразительности.

8. Техника потока сознания как один из способов построения художественного пространства в романах В.Вулф, У.Фолкнера, М.Пруста, Д.Джойса.

9. Новаторство и традиция в литературе «потерянного» поколения.

10. Шопенгауэровское двоемирие в романах Т.манна и Г.Гессе

11. Особенности поэтики «интеллектуального» романа. Возникновение этого понятия.

12. «Эпический» театр Б.Брехта и различные формы «очуждения».

13. закон глобальных обобщений в цикле романов М.Пруста «В поисках утраченного времени».

14. Символизация действительности в творчестве Ф.Кафки.

15. Философия абсурда и ее основные категории (А.Камю. Миф о Сизифе)

16. Понятие «другого», «бытия – в – себе», и «бытия – для – себя» в «Бытии и ничто» Сартра.

17. Ремифологизация в романе Д.Джойса «Улисс».

18. Философия музыки в романе Т.Манна «Доктор Фаустус».

19. «Черный юмор» как модификация романтической иронии в сюрреализме.

20. Философия тождеств и соответствий в романе Г.Гессе «Игра в бисер».

21. Визионерский характер поэзии Бодлера в «Цветах зла».

22. Новые формы поэтической выразительности в «Песнях без Слов» Верлена

23. Пародирование сонета в ранних стихотворениях А.Рембо («Искательницы вшей», «Венера Анадиомена»).

24. «Глубинное озарение» как воплощение «неизреченного», «невыразимого» в поэзии Малларме. Ореол разнообразных значений в поэме «Иродиада».

25. Новые поэтические средства выразительности в экспрессионизме: поэзия Г.Тракля и Г.Гейма

26. «Растворимая рыба» А.Бретона –своеобразный дневник сновидений. «Черный юмор» в сочетании несочетаемого.

27. Концепция личности и концепция любви в романе М.Пруста «В сторону Свана».

28. От фантастики обыденного Гофмана к фантасмагориям Ф.Кафки (Превращение; «Притча у врат Закона)

29. Модификация романтической традиции в романе Г.Гессе «Степной волк».

30. Мифологема абсурда в романе А.Камю «Посторонний».

31. Эволюция А.Камю в романе «Чума».

32. «Обреченность» на свободу в драме Сартра «Мухи»

33. Концепция пути, «опрокинутого в вечность» в романе Г.Гессе «Игра в бисер».

34. Типология войны в драме Брехта «Матушка Кураж и ее дети».

35. Традиция и новаторство в романе Г.Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей».

36. Концепт «другого» в драме Сартра «За закрытой дверью».

37. Парадоксальность человеческого существования в драме Беккета в «В ожидании Годо».

38. Экзистенциальные мотивы в романе Хемингуэя «По ком звонит колокол».

39. «Носорожья» болезнь в пьесе Ионеско «Носороги».

40. «Черный юмор» в ранних пьесах Ионеско «Лысая певица», «Урок.

41. Конфликт власти и науки в пьесе Б.Брехта «Галилео Галилей».

 

Список терминов: символ, ремифологизация, очуждение, черный юмор, архетип, мифотворчество, абсурд, парадоксальность, поток сознания, двоемирие, фрагментарность, апокрифичность, реконструкция.

Тесты  
  1. Определение экспрессионизма
 
    1. Поэтика
    2. Философско-эстетическая система
    3. Течение
    4. Направление
 
  1. Концепция потока сознания
    1. Новая модель романа
    2. Новая концепция человека
    3. Психологическая характеристика
    4. Способ изображения
 
  1. «Миф о Сизифе»
    1. Древнегреческий миф
    2. Роман
    3. Новелла
    4. Философское произведение
 
  1. Автор «Улисса»
    1. Гомер
    2. Платон
    3. Мелвилл
    4. Джойс
 
  1. Концепция очуждения
    1. Этическая категория
    2. Философская
    3. Эстетическая
 
  1. Автор «Процесса»
    1. Г. Гессе
    2. Т. Манн
    3. Р. Музиль
    4. Ф. Кафка
 
  1. Определение символа
    1. Аллегория
    2. Притча
    3. Художественный образ
    4. Слияние идеи и чувственного образа
Микроблог: Показать все записи Микроблог: Показать последние 3  

 

Литература

 

 

  1. Зарубежная литература ХХ века: Учебник. – М.: МГУ, 2002.
  2. Поэзия французского символизма.
  3. Зарубежная литература рубежа ХIХ-ХХ в.в. – М.: МГУ, 2001.
  4. Шервашидзе В.В. Западноевропейская литература ХХ века. – М., 2010.
  5. Модернизм в зарубежной литературе. – М., 1998.
  6. Сумерки человечества: лирика немецкого экспрессионизма. – М., 1990.
  7. Антология французского сюрреализма. – М., 1994.
  8. Сюрреализм и авангард. – М., 1999.
  9. Энциклопедический словарь сюрреализма. – М.: ИМЛИ РАН, 2007.
  10. Мориан К.М. Пруст. – М., 1999.
  11. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 2005.
  12. Михальская Н.П. Пути развития английского романа 1920-1930г. – М., 1966.
  13. Карельский А.В. От героя к человеку. – М., 1990.
  14. Федоров А.А. Драматургия Брехта. – М., 1998.
  15. Андреев Л.Г. Сартр Ж.-П. Свободное сознание и ХХ в. – М., 1994.