И древнесловянских племен

Раздел V. Культура протословянских

Раздел IV. Виды искусства

І. Вступление.

В первобытной культуре существовало два вида искусства:

- Статичное искусство - наскальная живопись

- Мобильное искусство – раскрашенные камни, статуэтки, украшения из камней и костей, музыкальные инструменты, мегалиты

ІІ. Главная часть. Виды и формы первобытного искусства:

1. Наскальная живопись

2 Скульптура

3 Культовая посуда – гончарство

4 Маски

5 Резьба

6 Рельефы

7 Архитектура

8 Татуаж

9 УНТ

10 Мифология

11 Ритмы: танцы – музыка – пластика

12 Оттиски - штампы

 

Рассмотрим каждый из всех этих 12-ти видов первобытного искусства в отдельности.

 

1. Живопись: древняя первобытная живопись и рисунки.

А) Палеолит. Древняя живопись по времени появилась на земле раньше архитектуры, примерно в верхнем палеолите около 30 тысяч лет назад. Последовательность развития форм первобытной живописи в период палеолита:

- рисунки на земле

- пещерная живопись – первые петроглифы (наскальные рисунки), сначала это был только контур, потом его стали закрашивать внутри черной или красной краской

- потом появились детали рисунка, например: шерсть на изображении животных, изображенные косыми штрихами

- позже появились дополнительные цветовые оттенки

- потом возникает светотень (!)

- иногда на линиях наскального рисунка виден продавленный рельеф в стене

-расцвет первобытной живописи – ХII тыс. лет до н. э.: ко всему вышеперечисленному, открытому впервые древними художниками, добавились объем, перспектива, цвет и динамика (движение)

- в конце палеолита (начало мезолита) живопись утратила свое жизнеподобие (реалистичность) и вернулась к началу, к схематизации, к линиям, к точкам и геометрическим фигурам, к символическим знакам и орнаментам

В мире существует несколько палеолитических пещерных галерей. Всего их найдено около 120). Самые известные из них, в которых созданы музеи:

пещера Ла Мадрен (Франция)

пещера Альтамира (Испания)

пещера Ласко (Франция) – сейчас там музей первобытной живописи, это была случайная находка крестьянских мальчиков под корнями упавшего дерева в 1940)

Первобытную наскальную живопись характеризуют так: яркость образов, наивная чистота, сила и правдивость, первобытный реализм.

Можно выделить три основных периода в развитии первобытной наскальной живописи периода палеолита:

- Линеарное искусство (орнаментальное, символическое, нереалистическое)

- Пластическое искусство (в формах жизни, реалистическое)

- Абстрактное искусство (возврат к первому этапу схематизма и символизма)

Б) Мезолит. Пещерная живопись в мезолите – это среднекаменный век (ХII – VIII л. до н. э.)

На земле изменился климат, исчезли некоторые виды животных, начало свое развитие рыболовства, появились новые виды орудий труда, лук и стрелы, произошло приручение собаки как первого домашнего животного

В эпоху мезолита ярко развивается абстрактное искусство наскальной живописи, к которому древние художники пришли в конце эпохи палеолита. Формы абстрактного искусства были такими:

- фигуры людей изображались в движении

- появились многофигурные композиции, сцены охоты

- появились новые краски (секрет состава до сих пор неизвестен: в красках есть яичный белок, кровь, мед и еще что-то неизвестное)

- проявилась экспрессивность в изображении сцен охоты: на бегу, летящие стрелы, раненные животные, столкновения племен

- появилась детальность в изображение сотни персонажей

- человек изображался в движении, фиксировались все позы, действия, без анатомических подробностей

В конце периода мезолита древние художники снова возвращаются к натуралистическому искусству, к первобытному реализму, к отражению жизни в формах самой жизни.

В) Неолит. Пещерная живопись эпохи неолитической революции (VII – IV тыс. до н.э.)

В эпоху неолита развивается имажинативное искусство:

- живопись становится более схематичной и условной, что-то обозначающей и символизирующей

- небрежность изображения

- геометрические фигуры

- изображение оружия

- средства передвижения человека (лодки)

Г) Орнамент - эта форма искусства развивалась во все периоды первобытного искусства, от палеолита до неолита:

- в орнаменте изображались геометрические фигуры: круги, спирали, волнистые линии

- это было источником первобытного символизма и абстракционизма

- значение древних орнаментов неизвестно до сих пор

(Гипотеза: например, один из орнаментов мог повторять рисунок самой природы на срезе бивней мамонта)

 

2. Скульптура

- статуэтки «Палеолитические Венеры» = обобщенный образ женщины-матери – богини – вождя племени - хранительницы очага

- скульптура – камень «Медведь» - символ плодородия. Самая древняя скульптура на земле

 

3. Культовая посуда

Великое открытие неолита – огнеупорная глина.

 

4.Маски

Маски имели ритуальное значение.

5 – 6. Резьба, рельефы

Вырезанные на камне или на стенах пещер линии часто потом сопровождались рисунком.

7. Архитектура

Стройматериалом для древней архитектуры стали мегалиты – огромные природные камни. Из них древний человек сооружал непонятные архитектурные строения, непригодные для жизни, скорее всего, предназначавшиеся для исполнения различных ритуалов и общения с богами.

Три формы первобытной каменной архитектуры:

- менгиры – 1 – мегалиты по одному на равном расстоянии выстраилась вряд

- дольмены – 2, 3 + 1 – два или три мегалита ставились рядом, а сверху накрывались еще одним камнем, как перекладиной

- кромлехи – много – множество мегалитов выстраивались по кругу. Накрывались сверху каменными перекладинами (стоунхедж)

Предназначение такой архитектуры вызывает разные гипотезы:

- культ предков

- пребывание душ умерших

- освоение человеком пространства: разделение его на внешнее и внутреннее

Среди сооружений первобытной архитектуры были лабиринты. Например, на Соловецких островах найдено 33 древних лабиринта, датирующихся II тысячелетием до н. э. Иногда лабиринты строились в форме спирали.

Загадка: похожесть и подобность схем, изображений лабиринтов на Тибете, Аргентине, на глиняных табличках Шумера, сооружения на Кольском полуострове.

 

8. Татуаж

Это слово пришло из полинезийского языка (острова за Австралией). Татуаж был знаком рода, племени, социального статуса.

 

9. УНТ – устное народное творчество

- песни, речитативы

- гимны божествам

- заговоры

- роль невербальных элементов

- комплекс сакральных текстов (н-р: «Веды»)

 

10. Мифология (см. предыдущий вопрос)

 

11. Ритмы

а) музыка

- инструменты: костяные, дудки и флейты, сопилки, барабаны, бубны

- человеческий голос

- под музыку → обрядовые практики (шаманство, терапия, исцеление)

б) танцы, пластика творили «хореографию» каменного века

- коллективные (инициация)

- центр танца – солист-шаман

- танец – кульминация обряда

- экстаз – особенность танцев

- танец как подражание тотему

- танцоры – это актеры первобытного театра

 

12. Оттиски

- на влажной глине

- при помощи штампов

- из кости

- из дерева

- из раковин

 

ІІІ. Вывод по данному вопросу:

Роль и значение первобытного искусства невозможно переоценит. Древний художник и творец создавал искусство впервые на земле, его некому было научить. Все первобытное искусство – это сплошное перво-открывательство. Это чистое проявление человеческого гения, без традиций и заимствований, без повторов и эпигонства.

Зачем древний человек начал творить «бесполезное» искусство?

Научившись создавать изображения, человек приобрел некоторую власть над временем, он победил время и вошел в вечность. Давно истлели кости нарисованного мамонта в древней пещере, а его изображение живет до сих пор, и в нем обрел свое бессмертие первобытный художник.

Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной, развитие которой прослеживается на протяжении всей истории человечества.

(до VII века н. э. – до начало Киевской Руси)

 

1. Вступление.

1) Украинская культура начинает свое развитие от палеолита. Основными культуро-образующими элементами на нашей территории стали следующие природные и исторические явления:

2) реки – Днепр, Днестр, Дунай, Буг, Десна, Рось

3) мягкий, благоприятный для жизни человека климат

4) лес

5) степ, лесостепь

6) горы

7) развитие земледелие

8) набеги кочевников