Средневековое искусство.
Художественное творчество Средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Художник строго следовал церковным канонам. Поэтому художника называли геометр и лишь в ХIV в. аджест (художник).
Наибольшее развитие в средние века получили изобразительное искусствоиархитектура.
В изобразительном искусстве был обязателен определенный поворот святого (чтобы его видели), показывалось лишь его лицо (потому что глаза выражали душу), а остальное закрывалось плащом.
В архитектуре были обязательные строения: для замка – донжон (круглая башня) и оборонительная стена, для храма – западный вход, мощный портал, огромный неф.
Для Западной Европы периода Раннего Средневековья был характерен романский стиль, получивший развитие с конца Х века. Сам термин был введен в научный оборот в начале ХIХ в. французскими архитекторами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее пулукруглыми арками и элементами украшений.
Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений. Изнутри храмы покрывались настенными росписями – фресками, а снаружи – ярко раскрашенными рельефами.
Основные виды романских сооружений– рыцарский замок,монастырский ансамбльихрам.
Рыцарские замки строили на высоком холме или крутом откосе реки. Их обносили неприступной стеной и глубоким рвом. Вход, в них смотрел зубьями металлической решетки. В центре находилась высокая башня – донжон. С нее обычно начиналось строительство замка.
Форма романского храма, его планировка отвечали потребностям культа и имели символическое значение. И круглая, и крестообразная форма являлись символами совершенства: круглая форма несла в себе завершенность круга – круга жизни, а крестообразный план здания символизировал не только изображение распятого Христа, но и четыре основных направления, олицетворявших Вселенную.
Характерными образцами романской архитектуры являются церковь ордена Клюни,храмы в Парэ ле МониальиВезеле,Норт-Дам-дю-ПорвКлермон-Ферранеи церковьвОрсивале,храм Нотр-Дам-ла Грандв Пуатье.
Дляросписии скульптурыроманского типа характерно плоскостное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом.
К концу ХII в. романский стиль сменяется готическими достигает расцветак ХIII-ХV вв.
Величественные готические храмы размещались на главной городской площади. Храм был не только культовым сооружением, но и сосредоточием общественной жизни. Перед ним собирались городские сходки, а внутри совершались важные государственные акты, читались лекции студентам. Соборы строились по заказу городских коммун. Они символизировали не только могущество церкви, но и силу, вольность городов. Эти грандиозные сооружения возводились десятки, а нередко и сотни лет.
Готическую церковь можно узнать по уносящимся ввысь стройным колоннам,собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромным вытянутым вверх окнами, украшенными витражами;«розой» над входом в храм. Огромные окна из цветных стекол занимают столько места, что почти не остается места для стен.
Готическая базилика имела план в виде латинского креста. Она украшалась статуями, рельефами, витражами, алтарной живописью. Все это было как «Библией» в камне. В каждом соборе – своя идея: в Парижском – богоматери, в Амьенском – мессианизма – апостолов, в Реймском – национальная и историческая.
К шедеврам готической архитектуры относятся соборывСолсберииЙорке (Англия), вКельне (Германия), Собор Парижской Богоматери.
Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.
Высокого развития достигает устное народное творчество. Народные песни и легенды распространяли бродячие артисты: жолглеры (Франция), шпильманы (Германия).
Церковь, как и светская власть, преследовала их. Например, по судебнику «Саксонское зерцало»– шпильманы, как преступники, стоят вне закона. В ХII в. отношение к ним стало меняться: известны случаи, когда знатные особы не только принимали их на службу, но и доверяли им посольские поручения в силу специфики их образа жизни и высокого образовательного уровня.
Популярны были героический эпос АнглиииСкандинавии: «Поэма о Биовульфе», повествующая о подвигах мужественного, справедливого витязя Беофульфа (Англия) и «Старшая Эдда»: сборник сказаний о героях (Скандинавия); саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях («Сага об Эрике Рыжем»); рыцарская литература. Героем ее был воин, совершающий подвиги («Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда»,«Песнь о моем Сиде»).
Процветала рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германииназывались миннезингерами(певцы высокой любви), на юге Франции – трубадурами, а на севере страны – труверами.
Большой популярностью пользовался церковный театр. С начала IХ в.во время литургии в храмах разыгрывались драматические сцены из Библии – мистерии. В ХIII в. эти действа стали выноситься на площади перед храмом. Участниками были не духовенство, а горожане, число которых доходило до 300 и более. Представление могло длиться от 2 до 20 дней. Текст содержал до 70 тыс. стихов. Постановщики стремились к правдоподобию (если изображали сцену всемирного потопа, то всю площадь заливали водой). Религиозный сюжет был прослоен веселыми интермедиями из обыденной жизни, народными сценами, что позволило оформиться еще одному жанру – фарсу(начинка). Это была острая сатира, наполненная сочным народным юмором.
С ХIII в. получает распространение жанр драмы в стихах – моралите, назидательная аллегорическая пьеса, персонажи которой были олицетворением добродетелей и пороков.
В ХIII – начале ХIV в. европейская культура стала заметно разделяться на два потока. Один оставался на старых позициях, другой же стремился к новому мышлению и творчеству. Повысился интерес к человеческим переживаниям, чувствам и характерам – к конкретной личности. Религиозные ограничения постепенно ослабевали. Европа медленно, но верно «созревала» для Возрождения.