Кносский дворец

Артур Эванс

Крит (III – II тыс. до н.э.) Минойская цивилизация

Многие центры эгейской цивилизации стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли лишь во второй половине XIX века, а о богатейшей культуре, существовавшей на Крите, лишь догадывались, зная греческие мифы о Тезее и Минотавре и высказывания философов, в частности Платона, писавшего о критском царе:

“Когда-то Минос заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как имел большую власть на море, а у афинян тогда еще не было, как теперь, военных кораблей, да и в стране было не много корабельного леса”.

Артуру Эвансу было почти сорок лет, когда он, уже маститый ученый, оксфордец, знаток древнеегипетской письменности, в 1900 году прибыл на Крит, чтобы выяснить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов. В первый же день пребывания на острове он посетил развалины города Кносса. Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, которые, как подсказала ему интуиция, таили в себе остатки каких-то древних строений. Эванс взялся за лопату. Буквально через несколько часов в раскопе показались очертания древнего здания.

Дела призывали Эванса в Лондон, но, уезжая, он заявил, что результаты раскопок его заинтересовали, и, по-видимому, потребуется еще год, чтобы разгадать тайну открытого здания.

Вернувшись на следующий год на остров, Эванс более четверти века почти безвыездно вел раскопки вблизи города Кносса, ибо он поверил — и настолько, что заявил об этом публично, что открытое здание — это развалины легендарного Лабиринта.

Зданию, казалось, не будет конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было ни предугадать, что откроет следующий взмах лопаты, ни даже приблизительно предсказать, когда же и где наружные стены замкнут этот дворец-город. Проходили годы, уже были отрыты тысячи и тысячи квадратных метров дворца, а из-под земли поднимались все новые и новые стены.

Сообщения о сенсационных раскопках на острове появлялись едва ли не во всех газетах и журналах Европы. Из непостижимых глубин тысячелетий вставала великая цивилизация — столь древняя, что для современников Гомера она уже была тысячелетней легендой. И когда Эванс по извечному праву первооткрывателя дал этой цивилизации имя «минойская», имя, взятое из легенды, никто не посмел оспорить его.

 

Крит знаменит своими легендами о Миносе, Минотавре и Кносском дворце, известном миру как лабиринт Минотавра. Древнегреческий миф рассказывает о том, что, превратившись в быка, Зевс похитил царевну Европу и привез ее на Крит, где от их союза родилось три сына, один из которых, Минос, стал впоследствии справедливым и мудрым царем острова. В предназначенный час он женился на Пасифае, дочери Гелиоса и нимфы Креты.

 

Однажды царь морей Посейдон направил Миносу белоснежного великолепного быка, издревле считавшегося священным животным и символом плодородия, для того чтобы царь Крита принес того быка ему, Посейдону, в жертву. Минос, очарованный красотой животного, отказался его убить. Посейдон впал в ярость и отомстил, избрав для кары не совсем обычное оружие. Он наслал на жену царя Крита Пасифаю неудержимую страсть к животному. В результате неестественной связи царица родила ужасное чудовище — Минотавра, (в переводе — «бык Миноса») получеловека-полубыка.
Миф рассказывает, что в подземном лабиринте царь Минос скрывал тайну своей неверной жены. Пасифая согласилась с опозоренным Миносом, который желал спрятать уродливое существо. Царь приказал искусному зодчему Дедалу построить лабиринт с бесчисленными ходами, из которого невозможно найти выход. Дедал окончил строительство, и ребенок от женщины и быка, устрашающий Минотавр с золотыми глазами, был помещен в центр лабиринта. Каждые семь лет афиняне должны были присылать в жертву Минотавру семь юношей и семь девушек, так как потерпели поражение в войне с Критом. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын афинского царя Эгея, вызвался добровольно отправиться в лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Он победил Минотавра, а дорогу назад нашел благодаря прикрепленной у входа нити, которую дала ему возлюбленная Ариадна, дочь царя Миноса.

Посейдон наслал на жену царя Крита Пасифаю неудержимую страсть к животному. В результате неестественной связи царица родила ужасное чудовище — Минотавра, получеловека-полубыка

Эванс прибыл на остров Крит в поисках загадочного иероглифического письма, которое он увидел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты или с Крита. Эванс думал здесь задержаться на неделю, но во время прогулки по городу Гераклиону его внимание привлек холм Кефал.

 

 

Раскопки продолжались почти 30 лет. Археолог раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу — Кносский лабиринт в 16000 квадратных метров.

Дворец представляет собой комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из них уходят глубоко под землю. Коридоры заводят в тупики, переходы между этажами сделаны в самых неожиданным местах, планировка комнат не поддается здравому смыслу. Дворец не является монолитным строением, в его центре находится довольно обширный двор, о котором говорится в легенде. Одни помещения освещены ярче, другие погружены в полумрак, неравномерность освещения создает эффект особой таинственности.

Этажи дворца опираются на колонны и соединяются между собой лестницами. Историки предполагают, что жизнь в этом дворце проходила самая пышная и многообразная. Это подтверждают бесчисленные уцелевшие обломки и черепки, найденные среди кносских развалин. Сотни залов и комнат предназначались для торжественных приемов, служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Здесь же располагались и просторные мастерские царских ремесленников. Во дворце обнаружены огромные кладовые, театр, способный вместить до 550 человек, места для ритуальных представлений боя быков, прекрасно продуманная система канализации и водоснабжения, и даже первые в истории туалеты со смывом. От дворца начиналась самая старая дорога в Европе, используемая только пешеходами.

 

 
 

Развалины Кносского дворца

 

 

 

 

 

 

       
   
Фреска
 
Грифоны
 

 


В «тронном» зале Кносского дворца на стенах изображены грифоны — мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой. Сказания о чудовищном быке возникли, видимо, не случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, которые хорошо сохранились. На них, а также на каменных и золотых сосудах постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом. Культ священного быка был распространен на острове, но до сих пор так и не ясно, какая там была религия.

Найдены таблички с линейным письмом. Эти надписи не расшифрованы и по сей день. Неизвестно, на каком языке разговаривали жители Крита, какую исповедовали религию, какому божеству поклонялись.

Среди рисунков во многих помещениях дворца часто встречаются изображения двустороннего топорика. Это символический знак, связанный с религиозным культом критских жителей. Двойная секира с острием по-гречески называется «лабрис». Ученые говорят, что именно отсюда происходит слово «лабиринт», которым называли «дом двойного топора» — дворец царя Миноса.

Линейное письмо А
Линейное письмо В
Кносский дворец за время своей истории разрушался дважды — во время извержения вулкана Санторин около 1500 года до нашей эры и после сильнейшего пожара. Правда, позже, сопоставив даты, ученые установили, что лабиринт не мог быть возведен при царе Миносе: его строили на протяжении, по крайней мере, тринадцати столетий. Несмотря на это, Эванс стал первооткрывателем исчезнувшей цивилизации, существовавшей на Крите в 3—2 тысячелетии до нашей эры и оставившей после себя развалины дворцов и городов, а также множество произведений искусства: фресок, скульптур, керамики.

Одинаковый уровень местного и пришлого населения обусловил преемственность в дальнейшем развитии материковой Греции. Уже в III тысячелетии до н. э. на Крите было зафиксировано рисуночное письмо - пиктография, - позднее эволюционировавшее в идеографическое. В идеографическом письме рисунки означали не только конкретные предметы, как в пиктографии, но и отдельные отвлеченные понятия. С XVIII в. до н. э. на основе этой традиции появляется настоящая критская письменность, называемая линейным письмом А. Оно представляло собой слоговую письменность, в которой знак означал слог (гласную или гласную и согласную, которая ей предшествует). Письмо А до сих пор не расшифровано.

С XV века появляется другой вид письменности - линейное письмо Б. Его расшифровка базируется на соотнесении этого письма с более поздней кипрской письменностью, достаточно хорошо известной. Письмо Б протогреческое, хотя и содержащее определенное количество доиндоевропейских слов. Один знак, как и в письме А (связь с которым очевидна), означал слог; в конце каждой строки могли стоять идеограммы - схематические рисунки, объяснявшие написанное.

Крито-микенское письмо называют линейным потому, что оно состояло из линий, нанесенных на глиняные таблички, большой архив которых был найден в материковой Греции, в Пилосе (юго-западное побережье Пелопоннеса). Линейное письмо Б из Крита появилось здесь позднее, в XIV-XII вв. до н. э. Дворец в Пилосе сгорел, и хрупкие глиняные таблички стали обожженными, благодаря чему сохранились. Это не литературные произведения или религиозные тексты, но документы административно-хозяйственной отчетности, предоставляющие информацию в основном об экономике. Эта письменность возникла из потребностей крупных дворцовых комплексов и была неразрывно с ними связана: с того момента, как дворцы прекращают существование, исчезает и письмо.

Надписи открыты А. Эвансом в конце XIX в. К 1920-м гг. было обнаружено несколько сот надписей (часть погибла во время археологических раскопок — глина, залитая дождём, размякла). Он смог надёжно идентифицировать не менее половины знаков Линейного письма А со знаками последующего Линейного письма Б, а также установил слоговую природу письма. Он также отметил, что некоторые слова (предположительно имена) повторяются в надписях обеими письменностями, однако с различными окончаниями.

В начале 1950-х гг. М. Вентрис дешифровал Линейное письмо Б, установив, что его надписи были выполнены на древнегреческом языке. Подстановка значений знаков, имевших сходное начертание в Линейном письме А, позволила уже тогда прочесть большинство надписей, однако язык их оказался непонятен. Ряд особенностей орфографии надписей Линейным письмом Б позволяла утверждать, что письмо первоначально создавалось для другого языка, не имевшего ничего общего с греческим, и вероятно, не индоевропейского.