Осевое время» в философии истории К. Ясперса
Текстологический практикум
Тематика рефератов
VIII. ЦИВИЛИЗАЦИИ
Теоретический минимум
1. Определения и теории цивилизации.
2. История человечества: эпохи, формации, ступени цивилизации.
3. Глобализация в современном мире и её вызовы.
4. Будущее человечества: пределы роста или факторы прогресса?
К. Маркс и его теория общественно-экономических формаций.
Теоретики цикличности мировой истории.
Н.Я. Данилевский и его книга “Россия и Европа”.
Дж. А. Тойнби и его труд “Постижение истории”.
О. Шпенглер и его трактат “Закат Европы”.
М. Вебер как теоретик цивилизаций.
Школа “Анналов” и её достижения в реконструкции истории цивилизаций.
“Осевое время” в историософии К. Ясперса.
Теория евразийства в русской общественно-политической мысли XX в.
Л.Н. Гумилёв и его теория рождения и смерти этносов.
Природно-климатические факторы в истории русской цивилизации (по ра-ботам Л.В. Милова).
Стратегии исторического развития России: модели политологов.
Теория постиндустриального общества.
Футурология XXI в.: стратегические прогнозы.
1. Карл Ясперс (1883–1969) — один из нескольких главных философов XX в. Выпускник медицинского факультета Гейдельбергского университета, врач-психиатр по образованию и началу профессиональной карьеры. Доктор психологии (Диссертация «Всеобщая психопатология» (1913)). Профессор философии («Философия» в 3-х тт.; 1931–32). Один из лидеров философии экзистенциализма («философии существования») — одного из ведущих направлений западной мысли в Новейшее время. Лишение работы в 1937 – 1945 гг. при нацизме. 1945 – 1967 — возврат к преподаванию, публикация многих философских трудов.
2. Трактат К. Ясперса «Истоки истории и её цель» (1948) — теория мирового исторического процесса, раздумья над путями выхода человечества из тоталитарного кризиса.
3. Понятие «осевого времени» как пробуждения человеческого духа к теоретическому творчеству. Объединение (как бы «нанизывание на одну ось») прежде локальных культур в поток мировой истории. Промежуток примерно между 800 и 200 гг. до н. э. — параллельное возникновение мировых религий и философии в Китае, Индии, Персии, Палестине, Древней Греции — «осевая эпоха». «Заверилась эпоха мифологическая с её самоуспокоенностью, с само-собой-понятностью. Началась борьба против мифа со стороны рациональности ... (логос против мифа); борьба за трансцендентного единого Бога против демонов... Это общее изменение человеческого бытия можно назвать одухотворением... Человек больше не замкнут в себе. Он неведом для самого себя, а потому открыт для новых безграничных возможностей».
Источник и литература
Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М., 1991.
Хюбнер К. Мыслители нашего времени / Пер. с нем. М., 1964.