Мораль как форма регуляции поведения человека.
Мораль (лат. moralis – нравственный, mores – обычаи, нравы, поведение) – специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий преимущество ценностного отношения к действительности. По другому определению, это система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.
В качестве синонима понятия морали часто употребляется понятие нравственности. Между ним существует внутренняя связь: моральные нормы определяют нравственное поведение человека. Вместе с тем, необходимо учитывать и определенное различие между ними. Под «моралью» понимают особую форму общественного сознания, фиксирующую высокие идеалы и строгие императивы поведения (сфера идеально-должного). Понятие «нравственность» включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего).
Существуют следующие основные теории происхождения морали:
естественно-историческая (зарождение морали – естественная, закономерная стадия социальной эволюции);
религиозная (мораль – это, как минимум, продукт «религиозного чувства» людей, как максимум – «переживание» и осознание нравственного закона, заповеданного человеку Богом);
априорно-ценностная (мораль – отражение изначально заложенных в природу человека, не подвергаемых сомнению нравственных ценностей).
В современной философии практически не подвергается сомнению тезис о том, что мораль обусловлена социально-историческими причинами и обстоятельствами, её структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-производственной деятельности, социальной структурой, господствующей системой ценностей, состоянием государственно-правовой регуляции, средствами коммуникации и т.д.
Мораль – сложное системное образование. Основными структурными элементами морали являются:
моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.);
моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.);
моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.);
морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).
К основным социальным функциям морали относятся:
Оценочная (проявляется в стремлении морали придать повседневному человеческому бытию высший смысл);
Императивная (свойство морали требовать определенного поведения, отражает долженствовательный характер морали);
Воспитательная (создает условия для самосовершенствования личности);
Коммуникативная (формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою стратегию поведения без повседневного внешнего контроля в рамках межличностного общения);
Гуманизирующая (способствует гуманизации отношений людей друг к другу, уравнивает их перед лицом морали);
Познавательная (обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования).
Предлагая образцы должного, разумного, общечеловеческого, мораль служит критерием культуры межличностных и общественных отношений людей, средством духовно-персонального самоопределения личности, атрибутивной характеристикой социального бытия. В уровне нравственного развития личности, ее моральном облике наиболее полно и рельефно выражены автономия и величие человеческого духа.
Философская наука, изучающая происхождение, природу и специфику морали и нравственности называется этикой.